Бюджетно-налоговая система и фискальная политика

Бюджетный дефицит принципиально может обслуживаться двумя способами - с помощью кредитов Центрального Банка (DM) и путем эмиссии государственных ценных бумаг (DB), то есть можно записать, что величина бюджетного дефицита равна сумме прироста денежной массы и прироста государственных ценных бумаг:

Первый способ, как правило, используется правительствами слаборазвитых стран, стран с переходной экономикой, как это имело место в Российской Федерации до августа 1995 года. По определению, такое финансирование является чисто инфляционным, так как происходит монетизация дефицита госбюджета.

Для развитых стран характерно обслуживание дефицита госбюджета через эмиссию гособлигаций. В этих условиях государственный долг GD можно интерпретировать как размер задолженности государства владельцам государственных ценных бумаг, то есть:

GD=åB.

При этом также может происходить монетизация дефицита госбюджета, если Центральный Банк осуществляет покупки на открытом рынке государственных ценных бумаг, согласовывая такие действия с правительством.

О размере задолженности и величине дефицита бюджета судят по доле этих показателей в валовом национальном продукте, однако вопрос о критическом значении показателей остается открытым. Так, в некоторых странах размер государственного долга превышает половину ВНП, а расходы на его обслуживание приближаются к десятой части всех расходов бюджета. Однозначно можно утверждать следующее: размер государственного долга становится непосильным бременем для бюджетной системы, если процентные выплаты по нему настолько велики, что становятся основной причиной дефицита госбюджета. Кроме того, если при большой величине государственной задолженности общий дефицит бюджета в значительной части направляется на выплату процентов по государственным ценным бумагам, то такая ситуация должна рассматриваться как критическая для финансовой системы страны.

На динамику государственной задолженности влияет целый ряд факторов, ключевыми из которых являются: соотношение между общим и первичным дефицитом, темп роста валового национального продукта и реальная ставка процента по государственным ценным бумагам. Государственная задолженность уменьшается, когда образовывается первичный избыток, а также, когда темп прироста ВНП превышает реальную ставку процента, и увеличивается в противном случае.

Чем выше темпы экономического роста, тем больший уровень бюджетного дефицита может выдержать экономика страны.

Механизмы воздействия фискальной политики на совокупный спрос. Согласно классической концепции фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основывается на логике рикардианства, согласно которой инструменты фискального воздействия приводят лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике, что выражается в так называемом эффекте вытеснения.

Согласно кейнсианской концепции фискальная политика является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста госрасходов растет и совокупный спрос, и национальный доход. Прирост последнего обеспечивает рост сбережений, который является дополнительным источником финансирования госрасходов. При этом особо эффективна фискальная политика в период экономического спада. Это объясняется тем, что в период экономического спада уровни цен и процентных ставок относительно невысоки, совокупное предложение достаточно эластично по цене и высок спрос на деньги как на имущество. Данные обстоятельства приводят к тому, что действие эффекта вытеснения невелико и рост государственных расходов не вызывает значительного снижения частных инвестиций.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Другое по экономике

Анализ деятельности регионального центра связи (РЦС), ее экономической эффективности
Железнодорожный транспорт для экономики России играет важную роль. Осуществляется перевозка грузов, пассажиров как внутри страны, так и в другие страны. Железнодорожный транспорт является одним из самых доступных, безопасных и регулярных видов транспорта. ...