Модели макроэкономичЕского равновесия

Одной из важнейших макроэкономических проблем является проблема определения условий равновесия как на отдельных макроэкономических рынках, так и в экономике в целом. Постановка проблемы макроэкономического равновесия непосредственно вытекает из ключевого вопроса экономики: как максимально полно удовлетворить общественные потребности в условиях ограниченных ресурсов.

Какое распределение ограниченных ресурсов является оптимальным? Для ответа на этот вопрос за основу могут быть взяты различные критерии, однако простой анализ подсказывает: такое, при котором весь произведенный национальный продукт будет потреблен; такое, при котором все произведенные субъектами экономики расходы будут в точности соответствовать их доходам.

Различают частное равновесие - на отдельных макроэкономических рынках; совместное равновесие - на рынках благ и денег и общее равновесие - на всех рынках одновременно. Учитывая, что основы функционирования рынков факторов производств излагались в курсе микроэкономики, в данном курсе мы рассмотрим условия формирования равновесия на рынках благ и денег и условия совместного равновесия. Это в достаточной степени может служить основой рассмотрения основных механизмов взаимодействия рынков и принципов экономической политики.

Равновесие на рынке товаров и услуг (благ)

Равновесие на рынке благ устанавливается, когда весь произведенный национальный продукт без остатка потребляется экономическими субъектами. То есть, проблема равновесия на рынке благ сводится к вопросу об определении объема равновесного уровня национального производства (национального дохода).

Существует три основных модели определения равновесного уровня национального дохода (объема национального производства):

модель “совокупный спрос - совокупное предложение”;

модель “инвестиции - сбережения”;

модель “национальные доходы - национальные расходы”.

Совокупный спрос (AD) - спрос на все товары и услуги, производимые в стране. Совокупный спрос можно подразделить на четыре групп в соответствии с его распределением по секторам экономики:

потребление (C) - совокупный спрос домохозяйств;

инвестиции (I) - спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей;

государственные закупки (G) - спрос на товары и услуги со стороны государства;

чистый экспорт (X) - разность между экспортом и импортом

AD = C + I + G + X.

Кривая совокупного спроса представлена на графике.

Факторы, влияющие на совокупный спрос, делятся на две группы:

1) ценовые: эффект процентной ставки; эффект богатства или реальных кассовых остатков (эффект А. Пигу); эффект импортных закупок;

2) неценовые: изменение в потребительских расходах, в инвестиционных расходах, в государственных расходах и в расходах на чистый экспорт. Эти факторы сдвигают кривую AD вправо или влево.

Совокупное предложение (AS) - это сумма всех конечных товаров и услуг, представленных к продаже предпринимателями и государственным сектором.

Кривая совокупного предложения (см. рис. 1) состоит из трех отрезков:

Рис. 1.

) горизонтального или кейнсианского (AB) - расширение экономики в условиях неполной занятости;

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по экономике

Анализ производственно-хозяйственной деятельности электромеханических мастерских дороги
Электромеханические мастерские являются Структурным подразделением Западно-Сибирской железной дороге филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Операционная деятельность подразделения затрагивает интересы региона, а также миллионо ...