Российские монополии и перспективы их развития

В последнее время созданы банковские холдинги, контролирующие промышленные объекты. Они имеют крупные пакеты акций промышленных предприятий. Правовая база создания и работы крупных корпораций в России до сих пор находится в фазе становления. Создание условий для подъема российской экономики и развития в большой степени зависит от формирования и успешной работы крупных компаний.

Произошел развал крупных производственных и научно-производственных комплексов. Образовались слабые хозяйственные субъекты, формировалась «мнимая» конкурентная среда как следствие роста числа неконкурентоспособных субъектов рынка. Это повлекло колоссальные потери. Намечается реформирование системы управления железнодорожным транспортом, но экономика страны может очень много потеряет, нельзя разрушать уже существующую структуру некоторых крупных монополий. Их трудности заключаются не в плохой работе, а в неплатежеспособности потребителей продукции.

Представление о естественной монополии как отрасли, в которой издержки ниже, если производство осуществляется одной фирмой, а не несколькими, совершенно ясно. Согласно закону 1995 года, к деятельности субъектов естественные монополии относятся транспортировка нефти и газа, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки и т.д. Получается, что согласно закону, ни «Газпром», ни РАО «ЕЭС России», ни МПС как хозяйственные отрасли не относятся к числу естественных монополий, хотя с их деятельностью и связывают все проблемы естественных монополий. О них говорят просто как о монополиях, при этом происходит соединение понятия монополии и естественные монополии. Опасность состоит в том, что это приводит к предложениям о способах разбиения этих отраслей на части с целью ослабить власть монополий, создать конкурентную среду. Но если это произойдет, то неизбежны негативные социально-экономические последствия. Если раздробить единую сеть железных дорог России, отдав управление ими частным лицам, то возможное закрытие железных дорог, например, по чисто экономическим соображениям, может нарушить связность сети. Тогда, при отсутствии других видов сообщения, окажутся разобщенными целые регионы страны, утрачена целостность экономического пространства. Другие негативные последствия могут появиться, если попытаться создать конкурентную среду, образуя параллельные железные дороги. Будет происходить дублирование целого ряда управленческих и хозяйственных подразделений, возрастут издержки из-за увеличения затрат. Вырастут и цены на транспорт. Разбиение этих отраслей может иметь для России разрушительные последствия, неоправданный рост цен на тарифы и услуги. Принятие правительством РФ концепции реформирования этих отраслей содержат программы мероприятий, в которых одновременно ограничивается монопольная власть и укрепляется власть этих отраслевых структур. Устойчивая естественная монополия оказывается неуязвимой при входе на ее рынок других фирм, оптимальная структура отрасли продолжает существовать. Такие тарифы называются устойчивыми ценами. Для обеспечения устойчивости естественных монополий могут использоваться меры прямого государственного регулирования по созданию жестких барьеров входа на данный рынок. Кроме мер государственного вмешательства могут создаваться иные условия для развития и поддержки естественных монополий.

Расчленение таких гигантов как РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС и других, не только не оживит конкуренцию, но и создаст условия для образования многочисленных посреднических структур, что приведет к росту цен и разрастанию криминализации бизнеса. Возможны и другие негативные тенденции. Для укрепления в России мощного корпоративного звена нужно сделать еще очень много совместными усилиями законодательных и исполнительных органов власти. В связи с этим возрастает роль государства. Специальное право («золотая акция») - 631, 700 пакетов приходится на топливно-энергетический комплекс, 1300 - транспорт, 370 - на ВПК. Государство осуществляет полный контроль примерно четверти обществ с госдолей, в остальных же действует обычный акционер.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по экономике

Цех по производству металлопластиковых ограждающих строительных конструкций
Бизнес-план посвящен обоснованию рентабельности ввода в строй и эксплуатации цеха по производству металлопластиковых ограждающих строительных конструкций на действующих арендуемых производственных площадях и реализации готовой продукции на региональном р ...