Общие черты несовершенной конкуренции

Для лучшей сопоставимости мы поставили фирму в обоих случаях в совершенно одинаковые условия за исключением единственного различия: в первом случаи действует критерии совершенной, а во втором - несовершенной конкуренции. А именно мы допустили, что в обоих случаях фирма имеет одну и ту же кривую средних общих (АТС) и предельных издержек (MC).Для большего сходства ситуации мы допустили также, что кривые спроса (D) и предельных издержек (MC) пересекаются при одном и том же уровне цен Р0.

При столь значительном сходстве условий рыночное равновесие в рассматриваемых ситуациях оказалось различным. Для случая совершенной конкуренции график показывает хорошо знакомую нам картину нулевой экономической прибыли. Оптимальный объем производства Q0 при этом строго соответствует точке пересечения MC и MR=D, равновесная цена устанавливается на уровне Р0.

Иная картина наблюдается при несовершенной конкуренции. Совпадения кривых предельного дохода (MR) и спроса (D) здесь уже нет. Напротив, кривая MR падает куда быстрее кривой D (та самая третья закономерность несовершенной конкуренции). Поэтому пересечение MC и MR будет достигнуто при значительно меньших объемах выпуска (Q 1< Q0). И именно этот уменьшенный объем выпуска продукции Q1 в силу действия правила MR=MC окажется оптимальным.

Далее, всю продукцию Q1 в соответствии с линией спроса D можно продать по цене Р1, при чем она окажется выше той, что сложилась бы при совершенной конкуренции (Р1>P0). Наконец мы видим, что для оптимального объема выпуска продукции Q1 выполняется условие D= Р>ATC, т.е. цена выше издержек, и фирма получает экономическую прибыль.

Все три перечисленных момента рыночного равновесия фирмы вызваны несовершенствами рынка и (хотя и с разной интенсивностью проявления) характерны для всех разновидностей несовершенной конкуренции. Итак, типичными последствиями установления несовершенной конкуренции является:

недопроизводство товаров (Q1< Q0);

завышение цен (Р1>P0);

тенденция к получению экономической прибыли P1- ATC1>0).

При совершенной конкуренции фирма не может завысить цену, иначе покупать товары будут не у нее, а у конкурентов. В этого нет и стимулов к искусственному снижению объема производства. Напротив, чем больше выпуск, тем больше выручка фирмы. При несовершенной конкуренции компания значима в масштабах рынка. Стоит ей снизить объемы производства и цены на ее товары повысятся. Тем самым создаются стимулы к снижению объема выпуска.

Маневрируя объемом выпуска в условиях несовершенной конкуренции, можно добиться получения экономических прибылей, причем во многих случаях весьма значительных. Не даром в марксисткой литературе принят термин монополистические сверхприбыли. И здесь вновь появляется коренное различие совершенной и несовершенной конкуренции.

Даже возникнув по каким - то причинам, экономическая прибыль в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде исчезает. В отрасль, где она появилась, неизбежно хлынут дополнительные капиталы, предложение превысит спрос, цены упадут, а прибыль исчезнет. Иное дело несовершенная конкуренция. На пути проникновения новых фирм здесь стоят барьеры. Поэтому экономическая прибыль имеет тенденцию к закреплению в долгосрочном периоде[3,с.139-240].

Перейти на страницу: 1 2 3 

Другое по экономике

Денежный рынок особенности спроса и предложения. Роль в экономической системе
Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансовог ...