Общие черты несовершенной конкуренции

Однако дальнейшее повышение цен (скажем до РЗ) уже неэффективно. По столь завышенным ценам потребители купят настолько мало продукции (QЗ ), что общая выручка упадет до уровня С, явно уступающего максимальной величине В. Другими словами завышая цены, могущественный монополист, вероятно сможет настоять почти на любом своем решении, и рынок будет вынужден принять назначенные цены. Но действовать так монополист может лишь себе в убыток: неумеренное завышение цен сокращает доходы.(см.приложение Б).

С коммерческой точки зрения начало сокращения валового дохода является абсолютной границей повышения цен монополистом. Бывали такие ситуации, когда монополистические злоупотребления вредят экономике. Но переход этой границы вредит даже самой фирме - монополисту. И, следовательно, свидетельствует о плохом управлении этой компанией.

К сожалению, ряд отечественных гигантов неоднократно переходил ее. Так, в 1998г. правительство России вынудило МПС пойти на снижение тарифов железнодорожных перевозок примерно на 25%. Наиболее примечательным в этой истории было то, что, даже по оценкам самих железнодорожников, снижение тарифов привело к росту доходов. Другими словами, цены были настолько завышены, что их снижение оказалось выгодным и государству, и самому монополисту.

Другой общей закономерность рынков несовершенной конкуренции является наличие предела роста валового дохода (TR) фирмы. Напомним, что его величина равна произведению цены на объем реализованной продукции:

=PQ.(1)

где TR - валовой доход;- мера роста производства.

При совершенной конкуренции цены постоянны, поэтому по мере роста производства произведение PQ неограниченно увеличивается. Как только, что было сказано, что в условиях несовершенной конкуренции ситуация иная, с ростом производства цены падают, т.е. один сомножитель увеличивается, но другой уменьшается. Слишком большой объем производства, следовательно, не приносит большого дохода, поскольку реализовывать выпущенную продукцию приходиться по «смешным» ценам. Иными словами, кривая валового дохода TR имеет при несовершенной конкуренции некоторый максимум. Как меньшие, так и большие объемы производства дают меньший доход.

Третьей общей чертой рынков несовершенной конкуренции является ускоренное падение предельного дохода фирмы по сравнению со снижением цен на ее продукцию.

Согласно критерию несовершенной конкуренции линия спроса на продукцию фирмы падает по мере роста объема производительности: чем больше стремиться продать фирма, тем ниже она должна устанавливать цену. Естественно, что и предельный доход, т.е. доход, получаемый фирмой за каждую дополнительную поданную единицу, будет падать.

Ясен и механизм ускоренного падения предельного дохода выпуская, скажем, третью единицу продукции, фирма дополнительно за нее получит 8 руб. Однако продается не только третья единица, но и две предыдущие. И выручить за них удаться меньше, чем в случаи, если бы третья единица вовсе не была бы выпущена. Действительно две единицы можно продать за 9 руб. каждую, а три единицы лишь по 8 руб. Поэтому прирост дохода, обусловленный выпуском (т.е. предельный доход), окажется ниже цены этой единицы на величину снижения цен предыдущих единиц товара(8-2=6).

В более общей форме можно сказать: ускоренное падение предельного дохода вызвано тем, что продажа дополнительной единицы продукции не только увеличивает на величину ее стоимости, но и сокращает его на величину удешевления всех предыдущих единиц.

На первый взгляд может показаться, что только что описанная третья закономерность рынков несовершенной конкуренции представляет собой мало значительную частность: один из экономических (предельный доход) ведет себя не так, как на рынке совершенной конкуренции. Однако вспомним, что предельный доход в силу действия правила MR=MC (предельный доход = равновесие) является важнейшим фактором, диктующим выбор оптимального объема производства. Поэтому изменение динамики MR радикально меняет и условия рыночного равновесия фирмы. На рисунке 3 (см. приложение В) изображен процесс выбора оптимального объема производства для фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по экономике

Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности организации
Правительством России намечена стратегия развития внешнеэкономической деятельности, включающая в себя четыре этапа, причем первый (подготовительный) считается пройденным. Важнейшим этапом стратегии является второй, предусматривающий мероприятия, закладывающие ...