Общие черты несовершенной конкуренции

По-другому монополию еще называют несовершенной конкуренцией. Свое название она получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действует на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро, какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющие ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

Предпосылками несовершенной конкуренции является:

значительная доля рынка у отдельных производителей;

наличие барьеров проникновения в отрасль;

неоднородность продуктов;

несовершенство рыночной информации.

Как убедимся в дальнейшем, каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равновесия спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов - тем просто больше негде взять этот продукт.

Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует. (см. приложение Б.)

Экономически смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовать, только снижая цены. Или по - другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.

Действительно, цена при совершенной конкуренции цена остается одинаковой, сколько бы продукции не выпустила фирма, потому, что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем уровне или вовсе прекратит выпечку хлеба мини - пекарня, общая ситуация на продовольственном рынке России никак не измениться и цена хлеба сохранит свою величину.

Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. Если, скажем, АвтоВАЗ вдвое сократит предложение «Жигулей», то возникнет дефицит легковых автомобилей и цены подскочат. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конкуренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

Обратная связь объема производства и цен имеет исключительно важные экономические последствия. Становится ясно, что власть над рынком любого, даже самого могущественного, монополиста не абсолютна. Пусть наш гипотетический монополист, стремиться завысить цены на свою продукцию. Предположим также, что равновесная цена, которая сама сложилась бы на рынке без давления со стороны монополиста, равна P1. Спрос на его продукцию, как видно на рисунке 1 и 2 (см. приложение Б), составил бы Q1, а размер дохода равнялся бы площади прямоугольника А.

Может ли монополист увеличить свои доходы за счет завышения цен? Ответ на этот вопрос положителен. Легко видеть, что повышение цен до P2 вызовет сокращение объема продаж (до Q2),но общий объем выручки все же вырастет до величины В.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по экономике

Анализ прибыли предприятия в условиях рыночной экономики
Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в уско ...