Определение и сущность монополии

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой - либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы монополиста.

Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыт. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующим на этом рынке.

Монополист полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающих более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

Поскольку фирма - монополист, так же как и любая другая фирма, стремиться к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

Итак, Монополия (от Mono - один и Polis - продаю) - это исключительное право государства, организации или фирмы на продажу товаров или услуг. Фактически, монополия - это рыночная структура, где действует один продавец и множество покупателей.

Основной объективной причиной существования монополий является существование препятствий, затрудняющих доступ новых фирм на рынок. Речь идет о проблеме входных барьеров, рассмотренной впервые в работах американского экономиста Джо Бейна.

Входной барьер при вступлении на рынок - это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. К основным видам входных барьеров относят следующие факторы:

Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий;

Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классическим примером является власть компании «De Beers» на рынке алмазов. Или, например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами;

Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии;

Эффект масштаба, то есть преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции. Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим значительными капиталами для создания крупномасштабного производства;

Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).

Входные барьеры позволяют лучше понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности.

Фактически, монополия - это рыночная структура, где действует один продавец и множество покупателей. Когда на рынке имеется только один продавец, то принято говорить, что продавец обладает монополией.

Монополиями могут быть крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Если обратить внимание на промышленное производство, то это монополиями могут быть отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по экономике

Нетрадиционные методы обеспечения и финансирования производственно-хозяйственной деятельности организации
Существует множество способов ведения бизнеса. И это отнять не ограниченные рамками возможности, скорее наоборот, существуют различные способы ведения и поддержания фирмы, как самостоятельной единицы. К тому же, существует такое понятие, как нетрадицион ...