С осени 2007 года в России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. В массовом сознании населения это новое словосочетание в отличие от таких слов как, например, «монетизация», пока еще не имеет каких-либо позитивных или негативных смыслов. А вот что касается профессионального сообщества, так или иначе связанного с государственным или муниципальным управлением в социальной сфере (чиновники, руководители государственных и муниципальных учреждений, эксперты), то в этом сообществе по поводу автономных учреждений существуют разные и полярные мнения. Причем зачастую эти суждения - как позитивные, так и негативные - основаны не на объективных данных, а на неких мифах. Последние своим появлением обязаны как недостаточной информированности своих носителей, так и бурным дискуссиям, которые сопровождали разработку и принятие федерального закона «Об автономных учреждениях» в 2005-2006 годах. Особенно эти «мифы» распространены среди чиновников и руководителей бюджетных учреждений. Кроме того, далеко не всегда практические действия по преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения производятся с четким пониманием смысла этих преобразований.
Что же такое «автономное учреждение»? Согласно Федеральному закону № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Для осмысления механизма автономных учреждений нельзя обойтись без упоминания как основных отличий автономных учреждений от бюджетных учреждений, так и их сходств.
Таблица 1 - Основные отличия и сходства автономных и бюджетных учреждений
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение |
Гарантия бюджетного финансирования учреждения | |
Есть в виде сметного финансирования - учредитель обязан финансировать учреждение по смете. |
Есть в виде финансирования выполнения задания - учредитель обязан сформировать задание учреждению на оказание услуг и финансировать выполнение этого задания в виде выделения учреждению субсидии. Кроме того, учредитель не может допустить ситуации, когда у автономного учреждения не будет средств, чтобы содержать закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество. |
Степень самостоятельности учреждения в расходовании бюджетных средств | |
Учреждение обязано расходовать средства согласно номенклатуре и объемам статей утвержденной учредителем сметы, а в случае необходимости изменений, такие изменения должны быть согласованы с учредителем. При расходовании средств учреждение обязано применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. |
Учреждение имеет право расходовать средства субсидии, полученной на выполнение задания, по своему усмотрению и таким образом, который руководитель учреждения считает более рациональным для выполнения задания. При расходовании средств учреждение может не применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. |
Государственное или муниципальное задание на оказание услуг | |
Обязательно. |
Обязательно. При этом бюджетные средства, получаемые автономным учреждением от учредителя, выполняют функцию финансового обеспечения выполнения этого задания. |
Исполнение расходов и получение доходов | |
Осуществляется через казначейство. |
Осуществляется через самостоятельно выбранное кредитное учреждение. |
Размер оплаты труда | |
Устанавливается с учетом единой тарифной сетки или отраслевыми системами оплаты труда. |
Устанавливается учреждением самостоятельно в рамках своей кадровой политики и в зависимости от доступных для него финансовых ресурсов. |
Количество сотрудников | |
Устанавливается в соответствии со штатным расписанием, согласованным с учредителем. |
Устанавливается учреждением самостоятельно в рамках своей кадровой политики и в зависимости от доступных для него финансовых ресурсов. |
Ответственность учредителя за действия, бездействие или обязательства учреждения по отношению к третьим лицам | |
Есть. |
Нет. |
Возможность для учреждения брать банковские кредиты | |
Нет. |
Есть. |
Назначение и освобождение от должности руководителя учреждения | |
Осуществляется учредителем. |
Осуществляется учредителем. |
Имущество учреждения | |
Является собственностью учредителя, учреждение не может самостоятельно распоряжаться имуществом. |
Является собственностью учредителя, учреждение может самостоятельно распоряжаться имуществом, не являющимся недвижимым или относящимся к особо ценному движимому имуществу. Отнесение имущества к особо ценному движимому имуществу осуществляется учредителем. |
Возможные санкции со стороны учредителя в случае неудовлетворительной работы учреждения | |
Действия могут носить характер административных санкций по отношению к руководству учреждения. Финансовые санкции по отношению к учреждению целиком неправомерны. |
Действия могут носить характер административных санкций по отношению к руководству учреждения. Финансовые санкции по отношению к учреждению целиком хотя и отвечают здравому смыслу, однако возможность их применения не отражена в федеральном законодательстве об автономных учреждениях. |
Номенклатура и тарифы на платные услуги для населения и юридических лиц | |
Согласовываются и устанавливаются учредителем. |
Устанавливаются учреждением самостоятельно. Исключением являются случаи, когда: 1) Тарифы на платные услуги являются предметом регулирования государством или органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством (например, услуги государственной экспертизы строительной проектной документации и т.д.). 2) Платные услуги оказываются в соответствии с заданием учредителя и софинансируются учредителем за счет бюджетных средств (в этом случае учредитель в своем задании определяет предельные цены на эти услуги или порядок их определения). |
Распоряжение средствами, полученными от оказания платных услуг и сдачи в аренду закрепленного имущества | |
Регулируется учредителем. |
Осуществляется учреждением самостоятельно. |
Общественный контроль за деятельностью учреждения | |
Не обязателен. |
Обязателен. Формами общественного контроля является работа наблюдательного совета и регулярная публикация в СМИ отчетов о работе учреждения. |
Ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности | |
Не обязательна. |
Обязательна. |