Значение эластичности спроса при осуществлении ценовой дискриминации

Следовательно, для проведения ценовой дискриминации недостаточно простого разделения рынка на части. Для этого необходимо разделить его так, чтобы в той или иной степени было затруднено передвижение товаров между его частями. Только тогда части данного рынка могут стать отдельными, изолированными рынками, так что спрос на каждом из них не будет зависеть от цен, которые устанавливаются на другом рынке.

Самый типичный пример в данном случае - непосредственное предоставление частных услуг (врачами, адвокатами, учителями, владельцами гостиниц и т. п.). Так, врач, берущий с одних (состоятельных) пациентов более высокую плату, чем с других (неимущих), может не опасаться, что лица, оплачивающие его услуги ниже, перепродадут их тем, кто за такие же услуги платит больше.

О ценовой дискриминации можно говорить и тогда, когда рынки, на которых ведет торговлю монополист, отделены друг от друга географически или посредством тарифных барьеров. Как в том, так и в другом случае перемещение товаров со сравнительно дешевого рынка на тот, где их можно продать дороже, сопряжено со значительными расходами, что и служит препятствием для перепродажи (перемещения).

Единство рынка может быть нарушено и иначе. Нередки случаи, когда одинаковые по существу товары продаются под видом товаров разного качества. Покупатели-снобы, приобретая дорогостоящие товары, выделяются среди покупателей относительно бедных. Тем самым рынок оказывается разделенным, и монополист получает возможность проводить ценовую дискриминацию.

Обособление отдельных частей рынка обусловливает лишь формальную возможность для монополиста устанавливать разные цены на один и тот же товар. В основе разных цен на данный единичный товар лежит разная эластичность спроса на тех изолированных рынках, где есть возможность продавать продукцию. И такая продажа выгодна монополисту.

При дискриминации на сегментированном рынке монополия максимизирует прибыль, выбирая наилучшее сочетание цен и объемов продаж на каждом из сегментов, отличающихся один от другого эластичностью спроса.

Рисунок 11 - Предельная выручка монополии на сегментированном рынке: а - на сегменте 1; б - на сегменте 2; в - на рынке в целом.

Если монополист, проводящий ценовую дискриминацию, ведет торговлю на двух рынках - 1 и 2 (рисунок 11, а и б). Рынок 1 меньше по объему, но более эластичен. Таким образом, если, например, предельная выручка на рынке 1 больше, чем предельная выручка на рынке 2 (MR1 > МR2), то производителю выгодно часть товара перебросить с рынка 2 на рынок 1. При этом MR1 снизится, a МR2 возрастет. И только при MR1 = МR2 перераспределение товара между рынками не приведет к увеличению общей выручки. Кривая предельной выручки монополиста представляет собой горизонтальную сумму кривых предельной выручки обоих секторов рынка (рисунок 11,в).

Предельный доход связан с эластичностью E спроса по цене соотношением:

,

где MR - предельный доход, P - цена, Е - эластичность спроса.

Если эластичность спроса будет одинакова (E1= E2), то равными будут и цены (P1= P2), т. е. ценовая дискриминация невозможна. При условии же, что эластичность спроса на разных рынках будет неодинакова, разными будут и цены. Если абсолютная величина эластичности спроса на рынке 1 будет больше, чем на рынке 2 (|E1|< |E2|), цена на рынке 1 будет меньше, чем цена на рынке 2 (P1< P2). Цена, которая установится на каждом из рынков, окажется ценой спроса на всю продаваемую там продукцию.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по экономике

Салон красоты Нефертити
С древних времен люди старались выглядеть привлекательно, пытались ухаживать за собой, прибегая к различным косметическим средствам. Возросшие потребности современной жизни служат причиной создания нашего салона красоты. Доход зависит от количества люде ...