Значение эластичности спроса при осуществлении ценовой дискриминации

Ценовая дискриминация - продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства или качестве товара.

Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям, по разным ценам, зависимости от их платежеспособности. Это происходит при следующих предпосылках:

1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;

) если можно сегментировать рынок - разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;

3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя, и тем самым максимизировать свою прибыль. Ценовая дискриминация - это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. При этом происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объемы товаров, а сегментация рынка, то есть разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Монополист создает, упрощенно говоря, "дорогой" и "дешевый" рынки. То есть продавец (монополист) ведет торговлю сразу на двух и более рынках, отделенных друг от друга. На все эти рынки он поставляет одну и ту же продукцию, которую производит сам, но продается она по разным ценам: на каждом рынке он устанавливает свою цену.

На "дорогом" рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счет повышения цены, а на "дешевом" - высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам (рисунок 10).

Идею ценовой дискриминации на сегментированном рынке можно пояснить графически. На рисунке показаны рынки, на которых действует дискриминирующий монополист: случаи а и б. Предположим, что предельные издержки МС одинаковы при продаже продукции по разным ценам. Пересечение кривых МС и MR определяет уровень цены. Поскольку ценовая эластичность на "дорогом" и "дешевом" рынках разная, постольку и цены на них окажутся различными в результате ценовой дискриминации. На "дорогом" рынке монополист установит цену Р1 и объем продаж составит Q1. На "дешевом" рынке цена будет на уровне Р2 и объем продаж Q2. Валовой доход во всех случаях показан затененными прямоугольниками. Сумма площадей прямоугольников в случаях а) и б) окажется выше, чем площадь, обозначающая валовой доход у монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию (случай в).

Рисунок 10 - Ценовая дискриминация в сравнении с простой не дискриминирующей монополией.

Самая сложная проблема дискриминации - надежно отделить один рынок от другого, то есть "дорогой" от "дешевого". Если этого не сделать, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь потребители "дешевого" рынка купят на нем продукцию по низким ценам и перепродадут ее на "дорогом" рынке. В этом случае цена на обеих (если их две) частях рынка окажется одинаковой. Она стала бы единой (одной) и в том случае, если бы постоянные покупатели "дорогого" рынка могли стать клиентами "дешевого" рынка. В обоих случаях ценовая дискриминация неосуществима.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по экономике

Анализ оборотных средств сельскохозяйственной организации
Современный российский агробизнес в целом малоэффективен и в значительной части даже убыточен. Это значит, что собственных источников формирования оборотных средств у сельскохозяйственных организаций мало, а доступ к кредитным ресурсам затруднен, поскольку банки опасают ...