Значение эластичности спроса по цене в ценообразовании

Правило ценообразования для олигополии Курно

Если на олигополистическом рынке действуетN компаний, у которых идентичная структура издержек и которые выпускают одни и те же виды продукции. В этом случае максимизирующая прибыль цена в равновесии Курно задается формулой:

где N - число компаний на рынке, ЕМ - рыночная эластичность спроса, MC - предельные издержки.

Правило ценообразования, выведенное для олигополии Курно, имеет очень простое обоснование. Если на таком рынке компании предлагают однородную продукцию, эластичность спроса на продукцию отдельной компании в N раз превышает рыночную эластичность на эту же продукцию, то есть

Если N=1 (монополия), то есть на рынке действует только одна компания, то эластичность спроса на продукцию этой компании равна эластичности всего рынка (). При N=2 (олигополия Курно) на рынке действуют два участника, и эластичность спроса на продукцию одного из них в два раза превышает эластичность для всего рынка (). Таким образом, формула наценки для олигополии Курно действительно идентична той, которая применяется в монополии, за тем исключением, что в этом случае используется зависимость между эластичностью спроса на продукцию отдельной компании и рыночной эластичностью спроса.

Следует обратить внимание на три особенности правила ценообразования для олигополии Курно. Во-первых, чем эластичнее рыночный спрос, тем меньше разница между оптимальной, с точки зрения прибыли, ценой и предельными издержками. В крайнем случае, когда абсолютное значение рыночной эластичности спроса бесконечно, оптимальная цена равна предельным издержкам, независимо от того, сколько компаний имеется в отрасли. Во-вторых, если число таких компаний возрастает, оптимальная цена приближается к предельным издержкам. Если число таких компаний станет бесконечно большим (N=∞), эта цена сравнивается со значением предельных издержек. Рынок с совершенной конкуренцией можно рассматривать как крайний случай олигополии Курно при бесконечно большом числе компаний. В-третьих, чем выше предельные издержки, тем на рынке с олигополией Курно выше и оптимальная цена.

Таким образом, можно сделать вывод, что эластичность спроса имеет большое значение в ценообразовании, и ее необходимо учитывать, как один из важнейших факторов в установлении цены.

Перейти на страницу: 1 2 

Другое по экономике

Анализ механизмов управления оборотными активами на примере предприятия пищевой отрасли
Организация оборотных активов и управление оборотным капиталом является основополагающей в общем комплексе проблем повышения их эффективности. Эффективное управление оборотными средствами включает определение состава и структуры оборотных средств; установление потребнос ...