Эластичность спроса по доходу

На резкое падение российского авторынка повлияли как девальвация рубля и повышение импортных таможенных пошлин (более половины продаж приходилось в 2008 года на импорт), так и значительное снижение реальных доходов тех слоев населения, которых в последние годы стало модно называть "средним классом" и которые являлись покупателями относительно недорогих автомобилей [3]. В период кризиса, как правило, снижается потребление некоторых продовольственных товаров. Так, например, за небольшим, на первый взгляд, снижением потребления населением продуктов питания, богатых белками животного происхождении (мяса и мясопродуктов) в целом скрывается, по нашим оценкам, значительное (не менее чем на 25-30%) падение их потребления малообеспеченными семьями. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, мясо и мясопродукты относятся к числу наиболее высокоэластичных продовольственных товаров. И в докризисный период душевые расходы на их покупку в малообеспеченных семьях были значительно ниже, чем у населения в целом. Расчеты дифференцированного баланса денежных доходов и расходов населения за 2007 г. показывают, что душевые расходы на покупку мяса и мясопродуктов у 20% наименее обеспеченных были почти в 2 раза ниже, чем у населения в целом. Во-вторых, при общем снижении продажи мяса и мясопродуктов их покупки в семьях с высокими доходами в начале 2009 года, по-видимому, увеличились за счет роста расходов на питание дома при значительном сокращении посещений кафе и ресторанов: оборот общественного питания в I квартал 2009 года сократился по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 7,2%, в апреле - на 9,4% [3].

Применение эластичности спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу применима к широкому диапазону проблем рыночного планирования и стратегий. В качестве примера можно назвать долгосрочное планирование развития фирмы и прогнозирование потребностей домашних хозяйств, разработка стратегий маркетинга.

. Долгосрочное планирование развития фирмы. С течением времени ожидается увеличение доходов потребителя. Следовательно, перспективы долгосрочного развития с точки зрения объема продаж более многообещающие для предметов роскоши из-за их более высокой эластичности по доходу. С другой стороны, более высокая эластичность по доходу означает более высокую изменчивость объема продаж в краткосрочный период, что нежелательно. Компании, продукция которых имеет высокие эластичности по доходу, могут надеяться на будущее развитие в нормально развивающейся экономике в благоприятные времена. Таким фирмам необходимо осуществлять диверсификацию производства, то есть расширять сферу деятельности предприятия на рынке новых продуктов, производство которых не связано с основной деятельностью предприятия.

2. Разработка стратегий маркетинга. Эластичность спроса по доходу оказывает воздействие на решение о размещении товара на конкретном рынке, а также относительно объема и концентрации мероприятий по рекламе и продвижению товара на рынок. Например, торговцы предметами роскоши, как правило, заботятся о том, чтобы их реклама дошла до молодых профессионалов, доход которых, как они полагают, быстро растет.

. Прогнозирование потребностей в жилье. Особенно интересное применение эластичности по доходу находит в сфере жилья. Расчетный диапазон эластичности спроса по доходу для жилья может быть объединен с прогнозируемым реальным доходом для обеспечения прогнозов спроса и на жилье, занимаемое хозяевами, и на жилье, сдаваемое в аренду.

При помощи коэффициента эластичности по доходу прогнозируется отнесение отраслей к развивающимся и расширяющимся, стабильным или находящимся в состоянии застоя или вымирания. Чем выше относительная эластичность спроса отрасли по доходу, тем активнее эта отрасль развивается. Рост положительного значения коэффициента Ei в динамике примерно одинаковыми темпами свидетельствует о стабильности отрасли, а отсутствие роста - о ее застое. И, наконец, отрицательный коэффициент является сигналом сокращения производства. Использование коэффициента эластичности по доходу для классификации предприятий, их групп или отраслей по тенденции развития позволяет своевременно определять критические области и проводить их санацию. Именно в этом проявляется универсальность анализа спроса: диагностика развития предприятий и отраслей позволяет предвидеть изменения в экономике государства.

Перейти на страницу: 1 2 

Другое по экономике

Анализ и диагностика использования основных производственных фондов на примере СПК Ембаевский Тюменского района
В данной курсовой предлагается рассмотреть вопросы, связанные с эффективностью использования основных производственных средств. Основные средства являются неотъемлемой частью любого предприятия и от повышения эффективности их использования зависят важные ...