Эластичность спроса по цене

. Степень универсальности товара.

Чем универсальнее товар и разнообразнее условия его использования, тем эластичнее спрос. При этом надо учитывать наличие специализированных товаров-заменителей и их способность в некотором наборе удовлетворять потребности покупателей. Тогда эластичность спроса универсального товара будет взаимосвязана с ценой заменяющих товаров.

. Степень насыщения потребностей.

Чем она выше, тем менее эластичен спрос. Например, если у каждого члена семьи есть наручные часы, то приобретение еще одних возможно только при сильном снижении цены. Здесь действует закон убывающей предельной полезности, связанный с понижением эластичности спроса. На стадии выведения на рынок нового товара и начального насыщения спроса его эластичность гораздо выше, поэтому даже незначительное снижение цены может вызвать существенный рост объема продажи товара.

. Фактор времени.

Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном периоде, нежели в краткосрочном. Это связано и с действие психологического фактора - необходимо время для отказа потребителя от привычной ему продукции и перехода на новую. Кроме того, при росте цен на некоторые продукты и услуги, например жилье, транспорт, требуется время для подбора новых, заменяющих вариантов. Причем потребитель не изберет другую услугу (нельзя например, заменить наем жилья арендой склада или ремонт телевизора ремонтом магнитофона). Он будет искать другого субъекта рынка, оказывающего более дешевую, но ту же по назначению услугу. Таким образом, эластичность здесь как бы касается спроса (выбора) предприятия, организации, а не вида деятельности, что очень существенно и необходимо иметь в виду фирмам, оказывающим услуги. Значит, на этапе, ближайшем к повышению цены, спрос малоэластичен или неэластичен. По мере удаления во времени от момента роста цены эластичность спроса на данную продукцию повышается.

Рассмотренные факторы ценовой эластичности спроса и направления их действия представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Направление действия факторов ценовой эластичности спроса

Факторы ценовой эластичности спроса и направления их действия

Тенденция изменения Ер под влиянием действия фактора (увеличение - >, уменьшение - <)

Наличие и увеличение числа товаров-заменителей

>

Отсутствие и уменьшение числа товаров-заменителей

<

Высокая значимость продукции для потребителя

>

Низкая значимость продукции для потребителя

<

Высокий удельный вес затрат на данную продукцию в расходах потребителя

>

Низкий удельный вес затрат на данную продукцию в расходах потребителя

<

Наличие большого числа специализированных товаров

<

Высокая степень насыщения потребностей

<

Низкая степень насыщения потребностей

>

Длительный период, за который определяют ценовую эластичность спроса

>

Короткий период, за который определяют ценовую эластичность спроса

<

Высокая степень универсальности товара

>

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по экономике

Финансовое планирование фирмы
Миссия ООО «АЛАЯ РОЗА»: Удовлетворение потребностей граждан. Задачи: Разрекламировать гостиницу в СМИ (радио, газеты, телевидение). Предоставить для граждан комфортное пребывание. Привлечение грамотных сотрудников, которые помогут от ...