Эластичность спроса по цене

1. Наличие товаров-заменителей.

Чем их больше, тем эластичнее спрос, поскольку изменение цен на заменяющие и заменяемые товары всегда позволяет сделать выбор в сторону более дешевых. Напротив, отсутствие товаров-заменителей (в силу специфики самого товара, на монопольном рынке и по другим причинам) предопределяет абсолютную или относительную неэластичность спроса. Особым случаем степени заменяемости товара фактически является проблема определения границ его сходства и различия по отношению к другим товарам: чем шире круг конкретных предметов, считаемых нами однотипными и охватываемыми данным понятием, тем меньше эластичность спроса на такую группу.

Например, известно, что спрос на хлеб в нашей стране неэластичен. Однако если от понятия "хлеб в целом" перейдем к различению понятий "черный хлеб" и "белый хлеб, а затем к рассмотрению уже по отдельности спроса на различные сорта черного и белого хлеба, да еще если рассмотреть как самостоятельный вид товара, например, бородинский хлеб, продающийся в определенной области, городе, районе и даже конкретной булочной, то, проведя соответствующие наблюдения и исследования, будет видно, что с последовательной конкретизацией понятия "хлеб", а фактически - с сужением круга охватываемых этим понятием товаров коэффициент эластичности спроса будет постоянно возрастать. Так что владелец конкретной булочной, решивший существенно поднять цену на конкретный сорт хлеба, продающегося в его магазине, может обнаружить по реакции покупателей, что коэффициент эластичности спроса на данный товар значительно выше единицы, особенно если у него достаточно заменителей, да и другие булочные, торгующие по прежним ценам, находятся неподалеку.

2. Значимость продукции для потребителя.

Представляется целесообразным подразделять продукты на три группы:

· товары и услуги первой необходимости;

· регулярно используемые товары, но не являющиеся необходимыми;

· относящиеся к категории роскоши.

Очевидно, что с ростом номера группы возрастает и эластичность спроса. Действительно, нельзя обойтись без транспортных услуг в крупном городе, но повышение цен на услуги химчистки или прачечной вынуждает потребителя существенно сократить пользование ими и стирать и чистить одежду в домашних условиях. Тем более рост цен на золото позволяет исключить его из статей расхода потребителя. Следует, однако, иметь в виду, что значимость одной и той же продукции различна для разных групп населения: социальных ,территориальных, возрастных. Например, спрос на резиновые сапоги для детей менее эластичен, чем для взрослых, или более эластичен в городе, нежели в деревне, поскольку в деревне без них не обойтись и для детей они являются товаром почти первой необходимости.

3. Удельный вес затрат на продукцию в расходах потребителя (удельный вес дохода потребителя, приходящегося на приобретение данной продукции).

Считается, что чем больше удельный вес затрат на какую-либо продукцию в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса на нее. Необходимо уточнить, что это утверждение верно, если принимать во внимание степень постоянства действия данного фактора и значимости продукции для потребителя. Например, зубная паста необходима, приобретается регулярно в относительно постоянных количествах, но затраты на нее невелики. Поэтому повышение цен на данную продукцию не приведет к изменению величины спроса на нее. Однако если возрастут цены на мясо, являющееся одним из основных продуктов питания, расходы на который достаточно высоки в бюджете семей, величина спроса на него снизится. Это может существенно отразиться на величине коэффициента эластичности. Рост же цен на предметы роскоши надо анализировать в связи с доходами наиболее оплачиваемых групп населения, поскольку спрос на них в группах с низким уровнем доходов будет абсолютно неэластичен. Но и для лиц с высокими доходами в краткосрочном периоде может упасть спрос и, следовательно, вырасти коэффициент его эластичности по цене.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по экономике

Эффективность использования трудовых ресурсов в ООО Племзавод Филоновский
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов является одним из важнейших разделов анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Результаты производственно-хозяйственной деятельности, выполнение плана производства продукции, во м ...