Предельные (добавочные, дополнительные, маржинальные) величины показывают характер и скорость изменения средних удельных величин. Их рассчитывают как разность предыдущих и последующих средних удельных величин, связанных с производством добавочной единицы продукции. В итоге маржинальный анализ позволяет установить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства продукции на единицу. Предельные величины в экономике начали исследоваться со второй половины XIX века, когда возникла новая школа - маржинализм. В настоящее время вся экономическая наука западных стран строится на предельных и критических величинах объемов продаж, себестоимости, прибыли, цены, постоянных затрат и их оптимизации.
Использование данной методики позволяет на основе изучения соотношения "затраты - объем продаж - прибыль":
• более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования финансовых результатов;
• определить критические уровни объема продаж, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
• установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
• исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
• обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Основные этапы анализа
. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
. Расчет величины исследуемых показателей.
. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.
. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде. Проведение расчетов, основанных на соотношении "затраты - объем - прибыль", требует соблюдения ряда условий:
• необходимость деления издержек на две части- переменные и постоянные;
• переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
• постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
• тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
• эффективность производства, уровень цен не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода.