Экономический анализ как база принятия управленческих решений

1) горизонтальный анализ;

2) вертикальный анализ;

3) трендовый анализ;

4) многомерный;

5) одномерный.

Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с

предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Одномерный анализ применяется для сопоставления деятельности хозяйствующих субъектов по одному или нескольких объектов одного показателя.

Многомерный анализ предполагает сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей.

В анализе хозяйственной деятельности широкое распространение получил анализ относительных показателей- расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Кроме того, в качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты - относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим. Финансовые коэффициенты используются:

для количественной характеристики финансового состояния;

для сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями;

для выявления динамики развития показателей и тенденций и изменения финансового состояния предприятия;

для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния.

Кроме того, широкое распространение в практике получили способы табличного и графического представления данных. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке, либо в форме рисунка.

Широкое распространение получил факторный анализ. Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

В зарубежной практике больше внимания уделяется перспективному (прогнозному) анализу, чем ретроспективному (историческому). Руководители иностранных фирм склонны к тому, чтобы сравнивать разные варианты получения прибыли в будущем, чем тратить время на анализ результатов фактического выполнения стандартных решений. Предприниматель заинтересован в том, чтобы выжить в конкурентной борьбе и получить максимум прибыли, которая должна быть обоснована соответствующими аналитическими расчетами. [8, c. 279]

Большую роль в обосновании управленческих решений и максимизации прибыли играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью - и прогнозировании критической и предельной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

В основу этой методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства па переменные и постоянные и использование предельных величин.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по экономике

Анализ механизмов управления оборотными активами на примере предприятия пищевой отрасли
Организация оборотных активов и управление оборотным капиталом является основополагающей в общем комплексе проблем повышения их эффективности. Эффективное управление оборотными средствами включает определение состава и структуры оборотных средств; установление потребнос ...