Социальное партнерство как способ регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики. (определение социального партнерства, почему оно является способом регулирования, и как этот механиз

Экономической основой социального партнёрства зарубежных стран является оценка вклада различных социальных групп в создание дохода предприятия и национального дохода страны. Динамика роста реальной заработной платы рабочих и служащих в развитых странах соответствует динамике роста производительности труда.

В развитых странах можно отметить тенденцию к росту справедливого обмена результатами труда различных социальных групп, что является важной предпосылкой социального партнёрства.

В Швеции применяется, так называемая, эгалитарная политика заработной платы. Сущность её состоит в том, что рабочие и служащие определённой квалификации при определённых условиях труда получали и ту же зарплату независимо от финансового положения предприятия. Это отрицательно сказывается в основном на собственниках нерентабельных предприятий. Всем остальным эта политика выгодна. Её важным достоинством являются стабильность общественной атмосферы в стране и минимальный уровень конфликтов между разными слоями общества. (4, с. 327)

В зарубежных странах общепринятыми являются три основных модели социального партнёрства. Первая модель характерна для стран Северной Европы (Финляндия, Швеция, Бельгия, Норвегия, Голландия) и предполагает активное вмешательство государства в регулирование трудовых отношений, она имеет ярко три уровня: общенациональный, отраслевой и предприятие. Вторая модель, которая применяется в основном в США, Канаде, Японии, а также в развивающихся странах Азии, Латинской Америки и Африки, характеризуется заключением коллективных договоров только на уровне предприятий. В этих странах значительно реже переговоры и соглашения осуществляются на региональном отраслевом уровнях. Третья модель типична для стран Центральной Европы и Великобритании, она является как бы промежуточным вариантом между двумя, вышеназванными. В этом случае, на общенациональном уровне правительство периодически проводит консультации с объединениями профсоюзов предпринимателей.

По роли и месту властных структур в партнёрских отношениях выявляются три типа моделей социального партнёрства: трёхстороннего сотрудничества, «чистого представительства» и «смешанного представительства». Первая модель - трёхстороннее сотрудничество, в котором государство, работодатели и профсоюзы равноправны, действует преимущественно на макроуровне и ориентирована на компромисс в достижении общественного благополучия.

Вторая модель - «чистое представительство» наёмных работников в советах и комитетах предприятий типична для стран, где советы являются органами рабочего представительства, избираемыми трудовым коллективом.

Третья модель – «смешанное представительство» характерна для Бельгии, Дании, Ирландии, Франции, где на предприятиях формируются советы, в в состав которых часть представителей избирается трудовым коллективом наёмных работников, а другая – назначается администрацией. Эта модель предполагает участие последних в организации управления и хозяйственной деятельности предприятия.

Зарубежный опыт показывает, что без эффективной государственной политики в распределении национального дохода и участия трудящихся в управлении производством трудно надеяться на общественное согласие в масштабах страны. Позитивные результаты социального партнёрства на Западе во многом объясняются результатами социально-экономического порядка. Так, начиная с середины 20-го века, профсоюзы в Западной Европе, США, Японии добились, так называемого, стандартного семейного бюджета, обеспечившего автомобилизацию населения, механизацию домашнего хозяйства. Профсоюзы способствовали принятию общенациональных систем социального обеспечения, включающих пенсии по возрасту, пособия по болезни, инвалидности, безработице, медицинскому страхованию и т. п. Крупнейшим их завоеванием стало сокращение рабочего дня и увеличение свободного времени работников для самообразования.

Проведённый анализ зарубежного опыта развития социального партнёрства свидетельствует о том, что западная демократия определила такого рода отношения в социально-трудовой сфере как основною форму взаимодействия работников, работодателей и государства, обеспечившую социальный мир и благосостояние значительной части трудящихся.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 

Другое по экономике

Поддержка малого бизнеса в России и зарубежом
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качест ...