Социальное партнерство как способ регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики. (определение социального партнерства, почему оно является способом регулирования, и как этот механиз

Существенной проблемой, решение которой необходимо для успешного функционирования системы социального партнёрства, является создание единых органов управления.

Формами реализации социального партнёрства являются коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации социально-трудовой политики, согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон и совместный контроль за выполнением достигнутых договорённостей. Предшествующие их заключению переговоры и консультации, а также последующий контроль за соблюдением достигнутых договорённостей представляют собой механизм реализации социального партнёрства.

В настоящее время наблюдается растущий интерес к коллективным переговорам, развитию и регулированию на их основе социально-трудовых отношений со стороны администрации субъектов Российской Федерации и территориальных образований других государств, входящих в состав России. Во многих регионах администрацией совместно с профобъединениями принимаются постановления о взаимодействии по регулированию социально-трудовых отношений. Они определяют цели и задачи социального партнёрства, порядок разработки и заключения трёхсторонних соглашений на уровне регионов и административно-территориальных (муниципальных) образований. (2, с. 200)

Как механизм регулирования социально-трудовых отношений, система социального партнёрства получила развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердившись лишь в 60-70-е гг. 20-го столетия и то, не во всех странах. Сегодня наиболее развитая система социального партнёрства существует в таких европейских странах как Германия, Австрия, Швеция и других. В меньшей степени она развита в южно-европейских странах, США, Японии. Системы социального партнёрства не существует в слаборазвитых странах. В России о социальном партнёрстве заговорили с конца 1991 г., когда относительно медленное реформирование экономики в рамках прежнего типа политической власти (1985 – 1991гг.) сменилось интенсивными «шоковыми» преобразованиями.

В советский период очень активно использовалась почти вся атрибутика социального партнёрства – заключение коллективных договоров и соглашений, участие трудящихся в управлении производством, консультации и переговоры по социальным вопросам. Однако, эти процессы никто не называл социальным партнёрством. В процессе формирования российской экономики отношение к социальному партнёрству изменилось. Идеология социального партнёрства стала активно пропагандироваться государством. Социальное партнёрство должно было обеспечить (гарантировать) гражданский мир в условиях жёстких реформ. С учётом опыта развитых стран в России широкое распространение получили представления о том, что рыночное хозяйство не может развиваться без отлаженной системы социального партнёрства. Поэтому не случайно реформирование Российской экономики сопровождалось интенсивной работой по выработке необходимых правовых актов, которые могли бы обеспечить возможность формирования системы социального партнерства. К нормативным актам в первую очередь относится Конституция Российской Федерации, провозглашаются в ст. 30 ч. 1 право каждого гражданина на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, и гарантирующая свободу деятельности общественных объединений. Другой акт, составляющий основу действия системы социального партнёрства, Указ Президента Российской Федерации «О социальном партнёрстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991г., признал целесообразным ввести в практику ежегодное заключение генеральных и отраслевых отношений между объединениями профсоюзов, работодателей, органами государственного управления. Решающая роль в формировании системы социального партнёрства в России, в обеспечении согласования интересов субъектов социально-трудовых отношений на всех уровнях принадлежит Закону Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г.

Принято также множество других нормативных актов, регулирующих отношения в коллективно-договорной сфере: Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах деятельности российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 21 марта 1994 г. № 555; Постановление Правительства России «О службе разрешения коллективных трудовых конфликтов при Министерстве труда Российской Федерации» от 30 июля 1993 г. № 730; положения Конвенций и Рекомендаций МОТ и иные документы нормативного характера, в том числе сами соглашения и договоры.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по экономике

Анализ доходов организации
Независимо от того, каков профиль деятельности предприятия, в процессе деятельности всегда происходит формирование его доходов и расходов. Именно эти аспекты деятельности наиболее важны для всех заинтересованных сторон - собственников предприятия, сотрудн ...