Сторонники и первого, и второго направления признают необходимость существования социального партнёрства, но они по-разному определяют природу этого явления. Те, кто рассматривает социальное партнёрство как антипод классовой борьбы, исходят из того, что современный капитализм уже не является капитализмом в классическом понимании. Это новое общество, где есть равноправные партнёры, которые могут договориться между собой в случае возникновения разногласий. Причём, социальное партнерство невозможно без совпадения целей. Наёмные работники и работодатели представляют стороны одного целого. Они не могут существовать друг без друга. И если между ними возникают конфликты, то в интересах обеих сторон найти действенные способы их своевременного и эффективного разрешения.
Разделяющие вторую точку зрения, считают, что современный капитализм по своей сути ничуть не отличается от капитализма прошлого столетия. В их понимании социальное партнёрство – это лишь одна из форм согласования непримиримых, по сути, и противоположных по содержанию интересов наёмных работников и работодателей. Поэтому переговорный процесс не может быть не конфликтным.
Содержание и механизм социального партнёрства как способа регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики понимается следующим образом. Согласование интересов наёмных работников и работодателей в сфере социально-трудовых отношений осуществляется путём переговоров и завершается заключением коллективных договоров и соглашений. Коллективно-трудовое регулирование социально-трудовых отношений является неотъемлемой характеристикой системы социального партнёрства независимо от понимания его существа. Но различные представления о сущности социального партнёрства находят проявление в содержании коллективных договоров. (1, с. 704)
Социальное партнёрство как особый механизм регулирования социально-трудовых отношений предполагает наличие равных по силе сторон. Равных не в смысле своего социально-экономического положения, а в смысле возможности противостоять другой стороне в случае возникновения конфликта. Социальное партнёрство невозможно также без налаженного механизма согласования интересов и разрешения конфликтов, неизбежно возникающих в процессе такого согласования.
Систему социального партнёрства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют 3 стороны: организации, представляющие интересы наёмных работников, объединения работодателей и государство.
Элементами системы являются объект, субъекты, уровни, принципы и органы управления.
Объект системы социального партнёрства – общественные, в данном случае социально-трудовые отношения.
Субъекты (стороны) социального партнёрства в сфере социально-трудовых отношений – работники, работодатели и государство. Работники и работодатели являются не единственными участниками социального партнёрства. Изменение объекта приводит и к изменению субъектов. С развитием рыночных структур государство в основном выполняет функции координатора и организатора регулирования трудовых отношений, контролера, посредника, но может выступать в системе социального партнёрства и как собственник имущества, и как работодатель.
Одна из важнейших функций государства – разработка правовых основ и механизма совершенствования организационных форм социального партнёрства, правил и механизма взаимодействия сторон, установление обоснованных размеров и порядка определения минимальных социально-трудовых стандартов, стимулирующих переговоры между сторонами.
Принципы как элемент системы социального партнёрства определяют основные требования к функционированию данной системы.
Главными принципами социального партнёрства являются: соблюдение норм законодательства; правомочность представителей сторон в принятии на себя обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.
В рыночной экономике должное функционирование социального диалога и социально-трудовых отношений в духе партнёрства предполагает:
· Политическую и материальную независимость организаций трудящихся и работодателей друг от друга и от государства;
· Примерное равенство сил социальных партнёров;
· Профессиональную компетентность партнёров.
Принципы системы должны соблюдаться на всех её уровнях – федеральном при заключении Генерального соглашения; региональном – при заключении социальных (региональных) соглашений; отраслевом (отрасль народного хозяйства) – при заключении тарифных соглашений; местном (локальном) – при заключении коллективных договоров на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности. При этом подобная многоступенчатая система подразумевает ещё один важный принцип системы социального партнёрства: каждый последующий уровень коллективного соглашения (договора) не может ухудшить условий более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для работников.