Социальное партнерство как способ регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики. (определение социального партнерства, почему оно является способом регулирования, и как этот механиз

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающую между наёмными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов.

Основу социального партнёрства составляет не только разделение ответственности между представителями трудящихся, работодателями и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений, но и механизм ослабления монополии государственных органов власти на управление экономикой, их опеки над всеми слоями общества. В этой связи социальное партнерство для стран, вступивших в переходный период, является чрезвычайно важным и необходимым компонентом становления экономики. Основная цель социального партнёрства – содействие решению актуальных социальных и экономических проблем, укреплению демократии, сохранению социальной стабильности, достижению согласия между всеми участниками партнёрства. (2, с. 196)

Формирование социального партнёрства возможно лишь при определённых условиях. Необходимость регулирования социально-трудовых отношений возникает одновременно с возникновением капиталистического товарного производства, когда в качестве основных субъектов трудовых отношений окончательно оформляются 2 основных класса: - собственники средств производства и наемные работники, лишенные средств производства и потому вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы как-то обеспечить своё существование.

Уже на начальном этапе развития капиталистического товарного производства, при взаимодействии 2-х классов достаточно чётко проявился противоположный характер их интересов. Главный интерес рабочего состоял в том, чтобы собственник предоставил ему работу и платил как можно больше. Собственник же был заинтересован в том, чтобы заданный объем работы выполнялся наименьшим числом рабочих и наименьшей оплатой, поскольку для него зарплата рабочих – это часть общих издержек, понижающих прибыль. Наличие 2-х субъектов, интересы которых в социально-трудовой сфере не совпадают, ставит вопрос о создании механизма их согласования, разработке системы процедур урегулирования их конфликтов, которые неизбежно возникают в случае столкновения разноплановых интересов.

В 20-м веке становлению новой системы регулирования социально-трудовых отношений в развитых странах в немалой степени способствовало развитие институтов гражданского общества, формирование и развитие демократических процедур принятия решений как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельных предприятий. Немалую роль в утверждении коллективно-договорной формы регулирования социально-трудовых отношений сыграли также конкретно-исторические условия, ускорившие формирование социального партнёрства. Это экономические последствия Первой и Второй мировых войн, мировой экономический кризис 1929-1933 гг., «холодная война» и усиление социально-политического антагонизма классов и социальных групп после Второй мировой войны на фоне успехов советской системы в области решения социальных проблем. Все эти факторы в совокупности и составили основу, фундамент возникновения новой формы регулирования социально-трудовых отношений каким является социальное партнёрство.

Существуют 2 прямо противоположных представления о том, что такое социальное партнерство.

1. Социальное партнёрство есть система взаимоотношений между наёмными работниками и работодателями, которая приходит на смену классовой борьбе. Но в настоящее время в силу ряда социально-экономических изменений, произошедших в развитых странах, достаточно отчетливо проявилась неконструктивность такого подхода. И поэтому наметился уход от классовых противоречий. Классовый конфликт постепенно превращается в конфликт между организациями, представляющие разные интересы в обществе, которые можно погасить путем переговоров и достижения компромисса. Социальное партнёрство в данном случае рассматривается как один из способов согласования интересов, представленных в обществе.

2. Социальное партнёрство – это способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между классом наёмных работников и классом собственников. Несмотря на изменения, произошедшие в экономической и социальной сферах современного общества в условиях рыночной экономики, противоречия интересов наёмных работников и работодателей сохраняются, как сохраняются классовые различия. В этом случае социальное партнёрство представляет собой способ смягчения классовых противоречий, условие политической стабильности и социального перемирия в обществе.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по экономике

Анализ бухгалтерского баланса предприятия на примере ОАО Кировский машиностроительный завод 1 Мая
Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшей является баланс. Даже беглое его чтение может дать опытному аналитику достаточно полную картину о текущем финансовом состоянии организации. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансово ...