Каким образом можно влиять на развитие личности в трудовой организации. (Раскрыть понятие «условия развития личности». Природные (внешние и внутренние) и социальные (заданные культурой) условия разв

Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путём противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное участие в этом процессе.

Личность человека – результат действия и взаимодействия различных условий. Одни из них действуют более или менее независимо от воли и сознания людей. К ним относится биологическая природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают формирование личности. Значит, формирование личности человека – это процесс её становления под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с применением определённых средств. Личность оказывается продуктом и природных и социальных условий развития. Личность в своём развитии преодолевает противоречия, стремясь как бы к «равновесию», и поэтому вынужденно приобретает новые позиции, входит в деятельность новую для себя, осваивает незнакомые средства осуществления деятельности. Личность развивается от необходимости, а не из какого-то стремления развиться. Каждая личность способна понимать себя, раскрывать свои творческие способности. Каждая личность сама овладевает и строит свою форму развития, выделывая её теми условиями, которые у неё в распоряжении.

Зная условия развития личности, можно определённым образом корректировать её поведение в трудовом коллективе.(6, с. 127)

Развитие личности в трудовом коллективе – довольно сложный процесс, имеющий циклический характер. Человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное её воздействие, которое приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только его профессиональные успехи, но проявляющихся негативно и в «непрофессиональной» жизни. Люди, работающие в организации, их отношение к труду, квалификация, творческий и интеллектуальный уровень определяют успех организации. Поэтому сейчас в различных организациях проводится соответствующая кадровая политика, направленная на развитие персонала. Почти каждый человек обладает значительным потенциалом личного и профессионального роста. Посредством целенаправленного поощрения организация открывает своим сотрудникам возможность повышать профессиональные навыки и развивать личные качества для решения будущих задач. На развитие личности в трудовом коллективе влияет динамика внешней среды, появление новой техники и технологии, изменение стратегии и структуры организации, необходимость освоения новых видов деятельности.

Развитие личности для каждой организации являются существенным элементом производственных инвестиций на будущее. Профессиональное развитие личности в трудовой организации способствует созданию благоприятного климата в организации, повышает мотивацию сотрудников и их преданность фирме, снижает текучесть кадров, обеспечивает преемственность в управлении. Профессиональное развитие личности повышает её конкурентоспособность на рынке труда и даёт дополнительные возможности для профессионального роста как внутри организации, так и вне её.

Знание условий развития личности помогает вызывать желаемое поведение и предотвращать нежелаемое поведение её в рабочем коллективе. Среди факторов, оказывающих позитивное и негативное влияние на развитие личности в трудовом коллективе, можно выделить зарплату (некоторые поведенческие реакции поддаются воздействию этого стимула, а некоторые не поддаются); стремление человека сохранить рабочее место (работник осознаёт какой тип поведения позволит ему в любом случае сохранить работу, а какой приведёт к её потере); социальные факторы, такие как престиж и статус (в зависимости от структуры организации, достигнутые успехи ведут к повышению статуса, тогда как упущения и ошибки влекут за собой понижение в должности); обратная связь с начальством (помогает формировать и сохранять положительные поведенческие реакции, а так же устранять и предупреждать отрицательные).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по экономике

Анализ и диагностика финансового состояния предприятия
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результате его функционирования. Следует сказать, что предп ...