Каким образом можно влиять на развитие личности в трудовой организации. (Раскрыть понятие «условия развития личности». Природные (внешние и внутренние) и социальные (заданные культурой) условия разв

Личность – это индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность изучается в разных науках, но везде она представлена своими различными свойствами, способностями и характеристиками. Личность не развивается в одиночестве и всегда прямо или опосредованно контактирует с другими людьми. Под условиями развития личности понимаются те факторы, которые влияют на совокупность её качеств, реализуемые в общественной жизни; факторы развития закономерностей биологической эволюции и развития культурных, знаковых факторов опосредования психики, которые определяют развитие высших психических функций, сознания человека. (6, с. 100) Человек подчиняет себе функциональные органы, делает произвольными свои действия, вступает в сложные формы взаимодействия с остальными, способен к осознанной социальной деятельности. Существуют две группы условий развития личности: природные и социальные.

Природные условия развития личности способствуют созданию больших адаптивных способностей человека. Они делятся на внешние и внутренние.

Внутренние условия – это присущие личности, как индивиду смыслы и оценки окружающего. Они находятся под личным контролем индивида. Смыслы восходят к конструктам, потребностям и ценностям, которые и выступают как источники смысловых переживаний. Эти условия обуславливают формальные стороны поведения, некоторый диапазон возможностей развития, выбора некоторой деятельности, определяют границы, которые оставляют возможность вариации социально определённых свойств. Но в рамках этих условий развитие личности не предрешено и способно вести к значительным социальным достижениям. Благодаря внутренним условиям развития личность обладает способностью сознательно и бессознательно удовлетворять первичные потребности, переживать, соединять свои желания с реальными условиями жизни. Она может выделять себя и собственную жизнедеятельность, сознавать свои способности, мотивы, переживания, мысли и включать оценку своих субъективных ресурсов, возможностей, планировать собственные действия и поступки. Обучение профессии, психокоррекция реализуют возможности управления развитием личности в трудовом коллективе. (6, с. 134)

Внешние условия – это те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у неё устанавливаются с объектами внешнего мира. Они осуществляются под воздействием внешних причин, когда человек вынужден поступить именно так в связи с определённой ситуацией. Это условия, которые не определяют содержание действий, но выступают вспомогательными в ходе выбора личностью вариантов поступков. Личность способность иметь ту или иную оболочку, но сама этими способностями не исчерпываются и даже способна их оценить и корректировать. К таким конкретным чертам личности, которые формируются под воздействием внешних условий развития, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважения) и уважения к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убеждённость; наличие твёрдых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать, готовность действовать, смелость, готовность идти на определённый риск и осторожность, избегание ненужного риска. Личность представляет собой продукт воздействующих на неё обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. Без анализа всех этих «внешних факторов» вряд ли удастся предсказать поведение личности. (6, с. 114)

Социальные (культурные) условия развития личности формируются социальными условиями в процессе вхождения человека в деятельность. Социальные условия развития личности определяют, формируют личность в соответствии с образцами, существующими перед нею. У людей взаимодействующих, развивающихся в одной социальной среде, наблюдается сходство способов существования, реагирования, свойств личности. Каждая личность осваивает социальный, культурный опыт, накопленный в знаковой форме и передающийся ей в процессе обучения, и благодаря этому она становится способна управлять своим поведением. (6, с. 130)

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по экономике

Автоматизация процесса складского учета в ООО Альянс-Трейд
автоматизация складской учет программное обеспечение Развитие информационных технологий в настоящее время происходит очень динамично. Практически для любой области бизнеса, финансовой и хозяйственной деятельности имеется специальное программное обеспечение, ...