Теоретические основы анализа объёма производства и реализации продукции

Основными задачами анализа являются:

оценка уровня выполнения плана, динамики производства и реализации продукции;

определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

выявление внутрихозяйственных резервов роста выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Валовая продукция - это стоимость всей произведённой продукции и выполненных работ, включая незавершённое производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах. Часть продукции, произведённой предприятием и реализованной потребителям называется товарной. Она исчисляется в оптовых ценах с учётом доплат. Товарная продукция может быть сравнимой и несравнимой.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в неё не включают остатки незавершённого производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершённого производства. Объём реализации продукции определяется в действующих ценах. Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Для оценки произведённой и реализованной продукции по отдельным ассортиментным позициям наряду со стоимостными показателями используют и натуральные показатели объёмов.

Условно-натуральные показатели, так же как и стоимостные, применяются для обобщённой характеристики объёмов производства продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, бухгалтерская и статистическая отчётность предприятия.

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн+ТП=РП+ГПк , отсюда

РП=ГПн+ТП-ГПк,

Где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и на конец периода.

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объём реализованной продукции за отчётный период.

Если выручка определяется после оплаты готовой продукции, то товарный баланс можно записать так:

производство внутрихозяйственный ритмичность качество

ГПн+ТП+ОТн=РП+ОТк+ГПк

РП=ГПн+ТП+ОТн-ОТк-ГПк, где

ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и на конец периода, неоплаченные покупателями.[2,с.114]

Другое по экономике

Специфика определения цен на продукцию (услуги)
Одним из составляющих элементов рыночной экономики является цена, ценовая политика предприятия. Цена представляет собой экономическую категорию, обозначающую сумму денег, которую уплачивает покупатель за приобретенный им товар, представленный в виде прод ...