Понятие и задачи анализа ликвидности предприятия

Источниками информации для анализа является бухгалтерская отчетность, данные первичного, аналитического и синтетического учета.

Основным информационным источником для анализа ликвидности является бухгалтерский баланс.

Средства в активе баланса сгруппированы в порядке ускорения оборота или повышения уровня ликвидности - от основных средств к материальным запасам и денежным средствам. Поэтому первым разделом актива баланса выступают внеоборотные активы, а вторым - оборотные.

Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности источниками формирования имущества любого предприятия являются собственные и заемные средства. В целом информация о величине собственных источников представлена в III разделе пассива баланса. Данные о составе и динамике заемных средств отражаются в IV и V разделах пассива. К ним относятся:

- краткосрочные кредиты банков - ссуды банков, находящихся как внутри страны, так и за рубежом, полученные на срок до одного года;

- долгосрочные кредиты банков - ссуды банков, полученные на срок более одного года;

- кредиторская задолженность предприятия поставщикам и подрядчикам, образовавшаяся в результате разрыва между временем получения товарно-материальных ценностей или потреблением услуг и его фактической оплаты;

- задолженность по расчетам с бюджетом, возникшая вследствие разрыва между временем начисления и датой платежа;

- долговые обязательства предприятия перед своими работниками по оплате их труда;

- задолженность органам социального страхования и обеспечения, образовавшаяся ввиду разрыва между временем возникновения обязательства и датой платежа;

- задолженность предприятия прочим хозяйственным контрагентам.

Построение баланса дает возможность создать отчетливое представление об объеме, структуре и состоянии средств предприятия, об обеспеченности их собственными и привлеченными источниками их покрытия, а также о финансовых результатах и их использовании.

Исходя из данного выше определения ликвидности можно дать следующее определение управлению ликвидностью. Управление ликвидностью есть целенаправленное воздействие менеджмента организации на ее способность исполнять свои обязательства в срок.

Поскольку ликвидность есть функция финансового состояния организации, то управление ликвидностью можно определить так:

- Управление ликвидностью есть целенаправленное воздействие на финансовые показатели определяющие ликвидность.

- Далее определим цели управления ликвидностью организации:

- Поддержание показателей ликвидности в определенных пределах.

- Минимизация риска колебания цен финансовых инструментов

- Исполнение финансового плана.

- Максимизация прибыли организации (за счет инвестирования свободных денежных средств).

Данный список нельзя назвать исчерпывающим, возможны и другие цели.

Все инструменты управления ликвидностью можно разделить наинструменты управления портфелем активов,инструменты управления пассивами,инструменты управления доходами и прибылью.

Основные инструменты первой группы - покупка и продажа активов. Вопрос сколько не инвестировать является основным в управлении ликвидностью. Другими инструментами управления активами являются: Использование производных финансовых инструментов для снижения инвестиционных рисков; передача активов в управление или аренду; сделки репо; получение кредита под залог активов.

Среди инструментов управления пассивами можно назвать:

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по экономике

Денежный рынок особенности спроса и предложения. Роль в экономической системе
Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансовог ...