Для исследования конкурентоспособности продукции, чтобы на основе этого спрогнозировать производственную программу наилучшим методом будет использование матрицы БКГ. Она наиболее удобна при расчет ассортимента предприятия и выявление наиболее прибыльных видов продукции для их развития, или выявление проблемных видов продукции для их доработки или ликвидации.
Для анализа продукции этим методом нужно знать долю рынка анализируемого предприятия и его главного конкурента. Информационной основой для расчета доли рынка продукта определенной торговой марки являются показатели объема продаж конкурирующих продуктов./5/ Долю рынка берем на основе показателей сбыта по двум крупнейшим оптовым базам - покупателям продукции ООО "ТД Алина" Приложение И.
Таблица 5. Данные реализации за 2005 - 2007 гг. доли рынка ООО "ТД Алина" и главного конкурента ООО "Элеватор"
Продукция |
2005 |
2006 |
2007 |
Доля рынка ООО "ТД Алина" |
Доля рынка главного конкурента ООО "Элеватор" |
1. Хлеб |
130 |
980 |
1100 |
21 |
11 |
2. Батон |
80 |
412 |
600 |
13 |
26 |
3. Булки |
42 |
636 |
662 |
23 |
25 |
4. Крупы |
196 |
820 |
1310 |
25 |
37 |
5. Зерно кормовое |
112 |
712 |
918 |
23 |
21 |
Итого |
560 |
3560 |
4590 |
Далее производится расчет темпа роста рыка и общей доли рынка с использованием следующих формул:
(3.1)
где
T - темп роста рынка
n - количество лет, за которые происходит рост рынка