Особенности конкурентоспособности зерновой продукции в сельском хозяйстве

В этой связи для раскрытия механизма влияния факторов глобализации рынков на маркетинг продукции АПК необходимо рассмотреть количественные и качественные характеристики изменения моделей глобального рынка продовольствия и поведения его потребителей а так же различные стратегии, свойственные для этого рынка. /17/

Рынок зерна характеризуется признаками рынка совершенной конкуренции. Здесь конкурентоспособность товара для предприятия будет зависеть от поставщиков ресурсов, многочисленных посредников, организаций перерабатывающей отрасли. Возникшая в связи с этим проблема диспаритета цен, убыточность или низкая доходность производства зерна даже в годы с высокой урожайностью заставляют особое внимание уделять рыночному механизму ценообразования, политике цен как на уровне государства, региона, так и на уровне организации, хозяйства. Именно в этом и заключается главная проблема повышения конкурентоспособности зерновых продуктов за счет снижения издержек при долгом поиске оптимальных решений по вышеизложенным проблемам.

Производитель зерна в условиях рынка совершенной конкуренции может только подстраиваться под рыночную цену и её колебания, рационально планируя своё производство. Нестабильность факторов внешней среды, быстрые изменения рыночной конъюнктуры повышают роль тактического планирования производства, требуют нового, ситуационного подхода, ориентированного на анализ перспектив развития, учёт воздействия случайных, вероятностных факторов подвижной внешней среды. Только так производитель сможет рассчитывать на победу в нелегкой конкурентной борьбе. Рынок можно определить как специфический механизм взаимосвязей экономически самостоятельных субъектов хозяйствования, основанный на товарно-денежных отношениях и конкуренции. Рынки сельскохозяйственного сырья, в свою очередь, состоят из рынков отдельных товаров (зерна, молока, мяса и т.д.), которые, в отличие от продовольственных, предназначены для дальнейшей обработки.

Сельскохозяйственный рынок в целом включает в себя часть продовольственного, т.к. часть продукции потребляется в свежем и сыром виде (яйца, картофель, фрукты) и рынок сельскохозяйственного сырья. В этом смысле часто отождествляют понятия аграрного и сельскохозяйственного рынков.

Зерно является незаменимым сырьем для производства хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, круп, составляющих в России до 40 % общей калорийности пищевого рациона населения и пополняющих до половины содержащихся в нём белков и углеводов. Производство зерна является центральным звеном зернопродуктового подкомплекса, вокруг которого формируются отрасли и подотрасли, в разной мере обладающие монопольной властью и связанные между собой последовательностью технологического процесса от производства зернового сырья до выработки из него хлебных продуктов и их реализации.

Подкомплекс кроме непосредственных производителей зерна включает отраслевые НИИ, опытные станции, отрасли, поставляющие для данного подкомплекса средства производства и соответствующую этим подразделениям инфраструктуру. К зернопродуктовому подкомплексу имеют отношение отрасли, вырабатывающие нехлебные продукты, но использующие при этом зерновой ресурс: пивоваренная, спиртовая, крахмало-паточная, комбикормовая и т.п.

Производство зерна взаимосвязано с отраслями животноводства (поставляет зернофураж), с другими продуктовыми и обеспечивающими подкомплексами АПК (обеспечение потребности подкомплекса в материально-денежных ресурсах, информации, топливе, электроэнергии, металле и металлоизделиях, лесе и лесоматериалах, продуктах химии, машинах и оборудовании, строительных материалах.

Рынок зерна в зависимости от географического положения и охвата территории можно рассматривать на нескольких уровнях: мировом, национальном, региональном и местном.

Однако природные условия и возможность производить качественное конкурентоспособное зерно позволяют ориентировать отрасль на экспорт.

При нынешних расходах зерновых кормов и современных мировых ценах экспорт зерна из России выгоднее, чем наращивание производства собственной мясной продукции. Благоприятные природно-экономические условия и богатые земельные ресурсы не препятствуют обеспечению зерновой независимости России.

Крупнейшими потребителями зерна являются предприятия животноводства и перерабатывающие предприятия (по производству хлеба и хлебопродуктов, кондитерских и макаронных изделий, круп, комбикормов, спирта). Именно на них необходимо ориентироваться для организации сбыта зерновой продукции для повышения конкурентоспособности продукта, так как хорошо зарекомендовавшая себя фирма может рассчитывать на долговременное сотрудничество и решение проблем конкуренции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по экономике

Переходная экономика и ее особенности
Сегодня нельзя представить современное общество без экономики. Экономика важная сфера в жизни общества, страны и мира в целом. Поэтому, как и все вокруг подвержено изменению, то по мере развития общества менялась и экономическая структура, менялись типы э ...