Сравнительная характеристика методик анализа конкурентоспособности продукции

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики.

Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

Покупатель - главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.

Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Поэтому существует множество методик оценки конкурентоспособности, некоторые из которых и будут рассмотрены в данном разделе.

Первый способ.

Конкурентоспособность оценивается путём сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнение производится по группам технических и экономических параметров. При оценке конкурентоспособности могут применяться дифференциальный, комплексный и смешанный методы. При организационных возможностях получателя необходимой информации для оценки конкурентоспособности, трудностях подбора образца-аналога могут применяться упрощённые методы. Один из основных методов данного варианта оценки конкурентоспособности является индексный метод. Индексный метод предназначен для оценки индексов по техническим и экономических параметрам, по итогам которого рассчитывается индекс конкурентоспособности. Данный метод предназначен для сравнения данных параметров между собой при выборе из оцениваемых товаров - базового товара. Индекс конкурентоспособности базового товара считается равным единице и тоже учувствует в соревновании. В качестве экономических параметров объекта выступает цена и эксплутационные затраты. Индекс экономических параметров рассчитывается по следующей формуле:

(1.1)

где:

Iэn - индекс экономических параметров;

Zn - стоимость товара;

Zэ - стоимость эксплутационных затрат при пользовании товаром;

а и б - соответственно для анализируемого и базисного товара

В качестве технических параметров выбираются наиболее значимые семь - восемь характеристик, которые выбирают по градации в соответствии со значимостью для продукта. Индекс технических параметров рассчитывается по формуле:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по экономике

Организация работы в механосборочном цехе приборостроительного объединения
Целью данной курсовой работы является организация работы в механосборочном цехе приборостроительного объединения. Для этого в ходе работы необходимо решить следующие задачи: · рассчитать основные технико-экономические показатели; · выбрать ...