Содержание и задачи анализа конкурентоспособности продукции

При повышенном уровне конкуренции на определенном секторе рынка крупная компания может не честным образом оставить соперника позади. Тут появляются неблагоприятные аспекты конкурентной борьбы.

При ожесточенной конкуренции средняя доходность компании в целом будет низкой благодаря возможности покупателей приобретать лучшую продукцию за минимальную цену. Структурные и поведенческие характеристики влияют на уровень конкуренции в промышленности и, в свою очередь, подвергаются воздействию таких факторов, как рыночные правила, политические альтернативы, технологические преимущества и др. Самые важные структурные характеристики - это концентрация рынка и конкурентоспособность то есть распределение силы на рынке и то, насколько рынок доступен для новой продукции. Это аспекты, на которые, в принципе, могут влиять отдельные компании, к примеру, посредством слияний, приобретений или сотрудничества. Другой поведенческой характеристикой, влияющей на уровень конкуренции, является готовность компаний к совместной деятельности. Следствием стремления к сотрудничеству может стать повышение рентабельности - просто потому, что покупатели будут лишены реального выбора.

Понятно, что в поисках прибылей компании пытаются избежать бремени жесткой конкуренции. Этого можно попробовать достичь путем заключения взаимных соглашений по фиксированию цен, путем наращивания рыночной силы посредством поглощений или посредством возведения препятствий на пути новых конкурентов, например за счет введения систем потребительских отношений. Однако нормально функционирующий рынок, где имеются равные возможности для новых компаний, оправданные цены и разнообразный инновационный ряд потребительских товаров и услуг, заинтересован в установлении правил конкуренции государственными и международными властями.

Это относится не только к крупным компаниям, но и к небольшим местным организациям. Не важно, насколько это может быть желательно с точки зрения маркетинга или синергетики, слияние деятельности не всегда допустимо.

Помимо основных правил конкурентной борьбы имеются также законы о конкуренции, касающиеся конкретных секторов, которые заметно ограничивают рыночную свободу компаний.

Хотя соревнующиеся компании, в принципе, действуют в одном и том же промышленном режиме, имеют место большие различия между производственными результатами отдельных компаний. Из теории игры и исследования о социальной дилемме известно, что некоторые люди в условиях конкурентной борьбы выбирают не ту стратегию, которая позволила бы им максимизировать прибыли, а ту, что помешала бы их конкуренту получить большие доходы. Другими словами, именно относительная, а не абсолютная производительность представляется важной.

Исторически конкуренция сформировалась и выступает в двух формах -внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает общественную или рыночную стоимость товаров. Предприятия с более высоким техническим уровнем и более высокой производительностью труда получают дополнительную прибыль и вытесняют, таким образом, с рынка неконкурентоспособные предприятия. В целом, можно сказать, что внутриотраслевая конкуренция стимулирует научно-технический прогресс.

Межотраслевая конкуренция - это борьба между предприятиями различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли. Она выражается в переливе капитала из одной отрасли, имеющей более низкую норму прибыли, в другую - с более высокой нормой прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создает условия для динамического равновесия, что обеспечивает получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где он вложен.

Перейти на страницу: 1 2 

Другое по экономике

Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия ООО Прогресс
В условиях рыночной экономики от предприятий требуется повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бес ...