Содержание и задачи анализа конкурентоспособности продукции

Рассмотрим конкурентоспособность продукции в общем смысле этого слова, а затем обратимся к специфике конкуренции в сельском хозяйстве.

Конкурентоспособность продукции - это мотор для инноваций и динамики на рынке.

Типология конкурентоспособности включает три основных элемента: уровни (макроэкономика, отрасль сектор, предприятие), факторы (труд капитал), политику (поддержка инноваций, инвестиций). /10/

Исторически концепция конкурентоспособности основана на теории использования в международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик (дешевый труд, богатые природные ресурсы, благоприятные климатические условия) для экспорта продукции в страны, где нет таких преимуществ, и импорта из стран, которые обладают преимуществами по сравнению с национальной экономикой страны - импортера.

В самом широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в общем виде - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. /4/

Соперничество в конкурентоспособности продукции может реально побуждать фирмы быть активнее, создавать лучшие продукты и услуги, используя для этого эффективные рыночные методы.

Конкуренция может также иметь и разрушительные последствия, если фирмы своей главной целью ставят нанесение вреда или урона своим конкурентам.

На конкурентоспособность главным образом влияет внешняя среда предприятия. Глобализация, насыщенность рынков усиливают давление на организацию со стороны внешней среды, ужесточаются требования к качеству продукции. /9/

К внешним факторам, влияющим на конкурентоспособность продукции предприятия относятся:

1) Политико-административные.

Представляют собой особенности взаимоотношений предприятия и государства и в лице федеральных, региональных и местных властей.

2) Законодательно-регулятивные факторы.

Реализуются через регулятивную функцию государства, результатом чего являются нормативно-правовые акты, регламентирующие ту или иную сферу деятельности:

а) лицензирование;

б) квотирование;

в) субсидирование;

г) экологические ограничения;

3) Экономические.

Создаются под действием совокупности экономических процессов:

а) уровень развития экономики;

б) темп роста экономики;

в) уровень инфляции;

г) система налогообложения;

д) состояние торгового баланса страны; " угроза экономического кризиса;

е) соотношение спроса и предложения;

ж) эластичность спроса;

з) доступность кредитных ресурсов;

и) динамика валютных курсов;

к) уровень безработицы.

3) Институциональные факторы.

Конкурентоспособность базируется на эффективности, а эффективность - на повышении производительности, продуктивности за счет инноваций. Внедрение инноваций осуществляется в определенной конкурентной среде, которую характеризует институциональный механизм. Поэтому рассматривать проблемы формирования конкурентоспособности, не затронув институциональные особенности, экономики невозможно.

4) Общественная среда.

Сюда относится контролирующие организации, которые могут повлиять на репутацию фирмы. Например, экологические организации, организации по защите прав потребителей, профсоюзы, СМИ.

5) Конкуренция.

Здесь рассматривается характер и масштабы конкурентной угрозы.

6) Научно-технические.

Это факторы появления новой техники и технологии, степень их доступности, патенты и лицензионные соглашения.

7) Природные (географические).

Климатические условия, рельеф местности и наличие природных ресурсов.

8) Инфраструктура.

Наличие рынков, транспорт и связь.

9) Социально-демографические и факторы.

Определяют особенность нашей жизни, труда и отдыха, оказывая существенное воздействие на работу предприятия.

10)Международные.

Взаимоотношения с другими государствами и тенденции изменения этих связей.

11)Факторы криминального происхождения.

Криминализация общества и коррупция. /9/

Напряженность взаимоотношений между конкурентами поддерживает высокий уровень активности на рынках, стимулирует менеджеров заниматься инновационной деятельностью и приносит пользу потребителям.

Не все предприниматели и маркетологи согласятся с этим, особенно когда цены и прибыли находятся под давлением. Однако, так же как шахматистам, конькобежцам и футболистам, предпринимателям и служащим, занятым в сфере маркетинга, требуются противники. Это заставляет их держаться на высоте, обеспечивает динамику рынка и стимулирует поиск лучших решений для удовлетворения потребностей покупателей. За последние годы потребители имели возможность воочию убедиться в преимуществах конкуренции, что наиболее ярко проявляется в мире высоких технологий, где наблюдается стабильный приток новых товаров.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по экономике

Управление критическим объемом продаж и определение запаса финансовой прочности
Переход экономики России на рыночные отношения и связанные с этим процессы формирования многоукладного хозяйства на основе разных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили эко ...