1) Логико-экономические приемы
- отличаются своей простотой и не требуют сложного аппарата.
К ним относятся следующие приемы:
- сравнения;
- группировок;
- абсолютных, относительных и средних величин;
- балансовый;
- долевого участия;
- коэффициентный;
- горизонтальный;
- вертикальный;
- табличный;
- графический;
- цепных подстановок;
- интегральный;
- пропорционального деления и др.
Центральное место в них занимает сравнение. При них необходимо выбрать базу сравнения и обеспечить сопоставимость сравниваемых объектов.
Базой сравнения выступают:
- плановые показатели, которые сопоставляются самими предприятиями;
- показатели предшествующих периодов, с помощью которых определяется динамика развития отдельных сторон производства;
- показатели, которые должны быть достигнуты предприятием согласно проекту.
Здесь ориентируются не только количественные, но и качественные показатели, такие как:
§ рентабельность производства;
§ окупаемость затрат;
§ себестоимость продукции (издержки обращения);
§ фондоотдача;
§ фондоемкость;
§ оборачиваемость оборотных средств и др.
С помощью сравнения определяют тенденцию к росту, особенно когда наблюдается стагнация, когда ориентируются на лучшие конкурентоспособные предприятия, их сильные и слабые стороны, «узкие места» своего производства, производится сравнение с зарубежной продукцией.
Метод группировки позволяет группировать показатели по однородным признакам, например:
§ выпускаемой продукции;
§ объему продукции;
§ степени специализации;
§ степени концентрации и др.
Метод относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Балансовый метод служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.
Данный способ состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.
Используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования (баланс рабочего времени, платежный баланс) и т.д.
Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:
§ простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;
§ анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей.
Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.
Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений. Для наглядного представления рекомендуется отображать в графической форме результаты факторного анализа.