Методика и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

1) Логико-экономические приемы

- отличаются своей простотой и не требуют сложного аппарата.

К ним относятся следующие приемы:

- сравнения;

- группировок;

- абсолютных, относительных и средних величин;

- балансовый;

- долевого участия;

- коэффициентный;

- горизонтальный;

- вертикальный;

- табличный;

- графический;

- цепных подстановок;

- интегральный;

- пропорционального деления и др.

Центральное место в них занимает сравнение. При них необходимо выбрать базу сравнения и обеспечить сопоставимость сравниваемых объектов.

Базой сравнения выступают:

- плановые показатели, которые сопоставляются самими предприятиями;

- показатели предшествующих периодов, с помощью которых определяется динамика развития отдельных сторон производства;

- показатели, которые должны быть достигнуты предприятием согласно проекту.

Здесь ориентируются не только количественные, но и качественные показатели, такие как:

§ рентабельность производства;

§ окупаемость затрат;

§ себестоимость продукции (издержки обращения);

§ фондоотдача;

§ фондоемкость;

§ оборачиваемость оборотных средств и др.

С помощью сравнения определяют тенденцию к росту, особенно когда наблюдается стагнация, когда ориентируются на лучшие конкурентоспособные предприятия, их сильные и слабые стороны, «узкие места» своего производства, производится сравнение с зарубежной продукцией.

Метод группировки позволяет группировать показатели по однородным признакам, например:

§ выпускаемой продукции;

§ объему продукции;

§ степени специализации;

§ степени концентрации и др.

Метод относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Балансовый метод служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.

Данный способ состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования (баланс рабочего времени, платежный баланс) и т.д.

Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:

§ простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;

§ анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений. Для наглядного представления рекомендуется отображать в графической форме результаты факторного анализа.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по экономике

Специфика определения цен на продукцию (услуги)
Одним из составляющих элементов рыночной экономики является цена, ценовая политика предприятия. Цена представляет собой экономическую категорию, обозначающую сумму денег, которую уплачивает покупатель за приобретенный им товар, представленный в виде прод ...