Методика и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

1) Логико-экономические приемы

- отличаются своей простотой и не требуют сложного аппарата.

К ним относятся следующие приемы:

- сравнения;

- группировок;

- абсолютных, относительных и средних величин;

- балансовый;

- долевого участия;

- коэффициентный;

- горизонтальный;

- вертикальный;

- табличный;

- графический;

- цепных подстановок;

- интегральный;

- пропорционального деления и др.

Центральное место в них занимает сравнение. При них необходимо выбрать базу сравнения и обеспечить сопоставимость сравниваемых объектов.

Базой сравнения выступают:

- плановые показатели, которые сопоставляются самими предприятиями;

- показатели предшествующих периодов, с помощью которых определяется динамика развития отдельных сторон производства;

- показатели, которые должны быть достигнуты предприятием согласно проекту.

Здесь ориентируются не только количественные, но и качественные показатели, такие как:

§ рентабельность производства;

§ окупаемость затрат;

§ себестоимость продукции (издержки обращения);

§ фондоотдача;

§ фондоемкость;

§ оборачиваемость оборотных средств и др.

С помощью сравнения определяют тенденцию к росту, особенно когда наблюдается стагнация, когда ориентируются на лучшие конкурентоспособные предприятия, их сильные и слабые стороны, «узкие места» своего производства, производится сравнение с зарубежной продукцией.

Метод группировки позволяет группировать показатели по однородным признакам, например:

§ выпускаемой продукции;

§ объему продукции;

§ степени специализации;

§ степени концентрации и др.

Метод относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Балансовый метод служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.

Данный способ состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования (баланс рабочего времени, платежный баланс) и т.д.

Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:

§ простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;

§ анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений. Для наглядного представления рекомендуется отображать в графической форме результаты факторного анализа.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по экономике

Анализ производительности труда
Для анализа производительности труда на конкретном предприятии необходимо обладать теоретическими данными о производительности труда, ее показателях и методах, резервах повышения производительности труда. Анализ показателей производительности труда позволяет выявить рез ...