Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.
Различают общую (одинаковую для всех отраслей экономики) и частную (для определенной отрасли, объему исследования) методики. Основные элементы методики анализа:
§ Цель и задачи анализа.
§ Объекты анализа
§ Система показателей.
§ Описание способов исследования.
§ Источники данных.
§ Указания по организации анализа, подбору технических средств.
§ Требования к оформлению результатов анализа.
§ Субъекты (потребители) результатов анализа.
Этапы методика комплексного анализа:
1. Уточняются объекты, цель и задачи анализа.
2. Разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, характеризующих данный объект.
. Сбор и подготовка информации к анализу.
. Сравнение результатов деятельности с планом, с данными прошлых периодов, со средними и лучшими по отрасли и т.д.
. Факторный анализ.
. Выявление неиспользованных и перспективных резервов.
. Общая оценка результатов анализа, разработка мероприятий по выявленным недостаткам и резервам.
Под методом финансового анализа
понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.
Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляют методику экономического анализа. Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики, математики.
Вся экономическая информация представлена в виде различных показателей, которые должно точно и полно отражать сущность изучаемых явлений и процессов. Существует множество аналитических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия. Их систематизация производится по различным признакам:
- количественные (например, объем продукции, численность работников) и качественные (производительность труда, рентабельность);
- общие, т.е. используемые для всех отраслей экономики, и специфические (зольность угля, жирность молока);
- обобщающие (например, часовая выработка продукции одним работником), частные (затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида) и вспомогательные (косвенные) (количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ);
- абсолютные и относительные (соотношение двух абсолютных, выражаемое в процентах, коэффициентах или индексах);
- натуральные (масса, длина и т.д.) и стоимостные;
- факторные и результативные;
- нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические (оценочные).
Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов, которые условно можно разделить на три большие группы: логико-экономические, экономико-математические и эвристические.