Методика факторного анализа рентабельности продаж

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельностью, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции предпринимательской фирмы. Рентабельность - это относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.).

Рентабельность, в отличие от прибыли, полнее отражает окончательные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Показатель абсолютной суммы прибыли при анализе результатов деятельности предприятия не может полностью охарактеризовать, хорошо или плохо оно работало, так как неизвестен выполненный объем работ. Только соотношение прибыли и объема выполненных работ, характеризующееся уровнем рентабельности, позволяет оценить производственно-хозяйственную деятельность предприятия в отчетном году, сравнить с результатами отчетных периодов, а также определить место анализируемого предприятия среди других предприятий отрасли. Показатели рентабельности используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность продаж (R) - это отношение суммы прибыли к объему реализованной продукции:

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи.

Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

Общее изменение рентабельности продаж (Δ R = R 2- R 1) формируется под воздействием следующих факторов:

) Изменение рентабельности за счет изменения выручки

ΔRΔВ=((В2-S1-КР1-УР1)/В2-(В1-S1-КР1-УР1)/В1)*100%

) Изменение рентабельности за счет изменения себестоимости

ΔRΔS=-((S2-S1)/В2)*100%

) Изменение рентабельности за счет изменения коммерческих расходов

ΔRΔКР=-((КР2-КР1)/В2)*100%

) Изменение рентабельности за счет изменения управленческих расходов

ΔRΔУР=-((УР2-УР1)/В2)*100%

Другое по экономике

Анализ использования основных фондов предприятия
Важность проблемы использования основных фондов обусловлена тем, что материальные и финансовые ресурсы народного хозяйства не безграничны, и любые вложения в развитие основных фондов ограничивает возможность потребления. Интенсификация же использования основных фонд ...