Задачи и информационная база анализа и диагностики использования основных производственных фондов

Задачи анализа - определить обеспеченность предприятия и его структурных подразделений основными средствами и уровень их использования по обобщающим и частным показателям, а также установить причины их изменения; рассчитать влияние использования основных средств на объем производства продукции и другие показатели; изучить степень использования производственной мощности предприятия и оборудования, выявить резервы повышения эффективности использования основных средств.

Любой процесс труда включает в себя два основных компонент: средства производства, которые в свою очередь делятся на предмет труда и средства труда, рабочая сила. Средства труда в экономике принято называть основными средствами труда или основными фондами предприятия. Дадим определение термину основные средства предприятия.

Основные средства (фонды) - та часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования.

Основные производственные средства (фонды) - материально-техническая база общественного производства. От их объема зависят производственная мощность предприятия и в значительной мере уровень технической вооруженности труда. Накопление основных средств и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер, повышают культурно-технический уровень общества.

По действующей видовой классификации основные производственные средства делятся на следующие группы:

1. Здания - здания и строения, в которых происходят процессы основных, вспомогательных и подсобных производств, административные здания, хозяйственные строения. В стоимость этих объектов кроме стоимости строительной части включается и стоимость систем отопления, водопровода, электроарматуры, вентиляционных устройств и др.

2. Сооружения - инженерно - строительные объекты, которые необходимы для осуществления процесса производства: дороги, эстакады, тоннели, мосты и др.

3. Передаточные устройства - водопроводная и электрическая сеть, теплосеть, газовые сети, проводы, т.е. объекты, осуществляющие передачу различных видов энергии с машин-двигателей к рабочим машинам.

4. Машины и оборудование:

- cиловые машины и оборудование, включающие все виды энергетических агрегатов и двигателей;

- рабочие машины и оборудование, которые непосредственно воздействуют на предмет труда или его перемещение в процессе создания продукции;

измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование, предназначенные для измерений, регулирования производственных процессов, проведения испытаний и исследований;

вычислительная техника: электронно-вычислительные, управляющие аналоговые машины, а также машины и устройства, применяемые для управления производством и технологическими процессами;

прочие оборудования, которые не отнесены к перечисленным подгруппам.

1. Транспортные средства - принадлежащий предприятиям подвижной состав железных дорог, водный и автомобильный транспорт, а также внутри заводские транспортные средства: автокары, вагонетки, тележки и др.

2. Инструменты и приспособления, служащие более года и стоящие более одной тысячи рублей за штуку. Инструменты и инвентарь, служащие менее года или стоящие дешевле одной тысячи рублей за штуку, относятся к оборотным средствам как малоценные и быстроизнашивающиеся.

3. Производственный инвентарь и принадлежности, предназначенные для хранения материалов, инструментов и облегчения труда, - верстаки, стеллажи, столы, контейнеры и др.

4. Хозяйственный инвентарь - предметы конторского и хозяйственного назначения (мебель, несгораемые шкафы, множительные аппараты, предметы противопожарного назначения и др.).

5. Рабочий и продуктивный скот.

6. Многолетние насаждения.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по экономике

Анализ деятельности РПК Восток-Запад
Функционирование любой рекламной компании связано с решением поставленных заказчиком задач по продвижению, а также укреплением собственных позиций на рынке. Агентство во многом определяет конечную стоимость формирования направленного потребительского пов ...