Рынок несовершенной (монополистической) конкуренции

Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью вхождения в него других фирм. Чтобы обладать монопольной властью над рынком, фирме вовсе не требуется быть монополистом, даже маленькие магазинчики имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. На несовершенно конкурентных рынках, где преобладает монополия проявляется тенденция, не дающая возможности проникновения на рынок любого нового продавца. Именно, поэтому монополия может иметь значительный прирост прибыли. Чем же характеризуется экономическое поведение предприятий в условиях следующего основного типа несовершенной конкуренции - монополистической конкуренции. Здесь, как подразумевает само название, монополистической конкуренции, свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако, в данных условиях имеет место и конкуренция поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые товары. По существу, монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции, дающая каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент, может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей. Но все же его монопольная власть уменьшается пропорционально количеству конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги. Возможность дифференциации продукции ставит новые и трудные проблемы эффективности, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить и какие технологии использовать при их производстве, как проводить рекламу для повышения спроса на свой товар.

Функция предельного дохода представляет собой первую производственную от выручки.

Объем производства, которое максимизирует прибыль предсприятия, задаётся условием MR=MC (предельный доход равен предельным издержкам). Отсюда имеем оптимальный объем производства для условий монополистической конкуренции Q м.к.

Если бы предприятие действовало на рынке совершенной конкуренции, то в долгосрочном периоде объем производства Qс.к. задавался бы условием

P=MR=MC=LACmin

Недогруженность производственных мощностей составляет

Qc.к.-Qм.к.

Задача 3. Фирма работает на рынке несовершенной (монополистической) конкуренции. Функция спроса на товар имеет вид Qd=d - 4P. Издержки на производство товара описываются формулой:

TC=e + Q2,

Где Q- объем производства товара в штуках.

Необходимо:

А) записать функции предельного дохода и предельных издержек;

Б) определить равновесный выпуск;

В) определить монопольную цену.

Функция спроса на товар имеет вид:

Qd= 130-4P;

Издержки на производство товара описываются формулой:

TC=57 + Q2

1). Представим функцию предельного дохода как первую производственную от выручки. Для этого выразим функцию спроса в форме зависимости цены от объема спроса.

P=32,5-0.25Qd= (32,5 - 0,25Qd)Q=32,5- 0,25Q2

Запишем функцию предельного дохода:

MR=(32,5- 0,25Q2)/= 32,5- 0,5Q

Функция предельных издержек:

TC= (57+ Q2)/= 2Q

2). Определим равновесный выпуск, руководствуясь правилом:

MR=MC

,5 - 0,5Q=2Q

,5=2,5Q; Q=30,0

3) Определим цену, запрашиваемую фирмой на рынке монополистической конкуренции

P=32,5 - 0,25• 30,0=25,0руб.

Вывод: Равновесный выпуск продукции равен 32,5 единиц, тогда монопольная цена равна 25,0руб.

Задача 4. Предприятие изготовляет женские блузы ( тыс. ед. на год) и действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход предприятия описывается формулой MC=e -Q, а возрастающий отрезок кривой предельных издержек - формулой MC=fQ -10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек(LAC) равняется 31 ден.ед. , то какой будет излишек производственных мощностей у предприятия?

Перейти на страницу: 1 2

Другое по экономике

Анализ прочих доходов и расходов ЗАО ЭкспоПул
Бухгалтерский учет является неотъемлемой частью системы управления современными предприятием или организацией. Оно имеет многовековую историю своего становления и развития. Появившись практически одновременно с письменностью, он стал одним из важнейших условий, предопре ...