Факторный анализ прибыли от продаж
Прибыль до налогообложения отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде с учетом всех ее сторон, и важнейшей составляющей этого показателя является прибыль от продажи товаров. Прибыль от продаж в общем случае изменяется под воздействием множества факторов, таких как изменение объема продажи, структуры товаров, продажных цен, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Таблица 2.2.1 - Исходные данные для анализа прибыли от продаж
Составляющие прибыли |
По отчету предыдущего периода, тыс. руб. |
По ценам предыдущего периода при объеме продаж текущего периода, тыс. руб. |
По отчету текущего периода, тыс. руб. |
Выручка от продажи товаров, работ, услуг |
59530 |
50218 |
40154 |
Полная себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
21914 |
17533 |
13944 |
Прибыль от продаж |
37616 |
32685 |
26210 |
Факторный анализ прибыли организации ведется, исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей прибыли до налогообложения и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в т. ч. роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышение рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др. Расчеты выполняются в следующей последовательности:
. Определяется изменение прибыли от продаж:
∆Ппр = Ппрт - Ппрпр, тыс. руб. (2.2.1)
∆Ппр = 26210 - 37616 = -11406 тыс. руб.
. Определяется влияние на прибыль изменения цен на проданные товары:
∆Ппр∆Ц = Qпрт - Qпрусл тыс. руб. (2.2.2)
∆Ппр∆Ц = 40154 - 50218 = -10064 тыс. руб.
. Изменение прибыли под влиянием изменение объема продаж:
∆Ппр∆Qпр = Ппрпр*К1 - Ппрпр тыс. руб. (2.2.3)
К1 = Зпрусл/ Зпрпр (2.2.4)
где Зпрусл - полная себестоимость проданных товаров в условиях предыдущего периода;
К1 = 17533/21914 = 0,8001
∆Ппр∆Qпр = 37616*0,8001 - 37616 = -7520 тыс. руб.
. Определяется влияние изменения структуры продаж:
К2 = Qпрусл/ Qпрпр
К2 = 50218/59530 = 0,8436
∆Ппр∆Qпрстр = 37616*(0,8436-0,8001) = 1636,3 тыс. руб.
. Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы:
∆Ппр∆З = Зпрусл - Зпрт тыс. руб. (2.2.5)
∆Ппр∆З = 17533 - 13944 = 3589 тыс. руб.
. Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продаж:
∆Ппр∆Qстр = Зпрпр* К2 - Зпрусл тыс. руб. (2.2.6)
∆Ппр∆Qстр = 21914 *0,8436 - 17533 = 975 тыс. руб.
Общее изменение прибыли от продаж по факторам:
∆Ппр =∆Ппр∆Ц + ∆Ппр∆Qпр + ∆Ппр∆Qпрстр +∆Ппр∆З +∆Ппр∆Qстр, тыс. руб. (2.2.7)
= -10064 - 7520 + 1636,3 + 3589 + 975 тыс. руб.
= -11406 тыс. руб.
Полученные результаты целесообразно представить в виде таблицы.
Таблица 2.2.2 - Результаты факторного анализа прибыли от продаж
Факторы |
Сумма, тыс. руб. |
Структура, % |
Изменение цен |
10064 |
88,23 |
Объема продаж |
-7520 |
65,9 |
Изменение структуры продаж |
1636,3 |
-14,35 |
Изменение себестоимости за счет цен на потребляемые ресурсы |
3589 |
-31,47 |
Изменение себестоимости продаж за счет изменения структуры продаж |
975 |
-8,55 |
ИТОГО |
-11406 |
100 |