Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Впервые налог на добавленную стоимость был применен в Германии. Инициатором его введения был Вильгельм фон Сименс, который называл его «облагороженным налогом с оборота». В международной практике НДС стал известен со второй половины 50-х годов прошлого века. В настоящее время этот налог применяется более чем в 90 государствах, как правило, эти государства строят свое налогообложение на косвенных налогах.
В России налог на добавленную стоимость заменил налог с оборота и налог с продаж и был введен с 1 января 1992 года Законом РФ от 06.12.1991 №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и взимался по ставке 28% с товаров, производимых на таможенной территории России.
Закон РФ от 16.07.1992 №3317-1 «О внесении изменений и дополнений в налоговую системы России» устанавливает ставки НДС в размере 10% для продовольственных (кроме подакцизных) товаров и товаров для детей и 20% для остальных товаров (включая подакцизные продовольственные товары). Закон РФ от 22.12.1992 №4178-1 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о алогах» расширяет круг объектов рассматриваемого налога и включает в него «товары, ввозимые на территорию РФ, в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации», тем самым, включая НДС в состав таможенных платежей. 19 июля 2000 года Государственная Дума принимает «Налоговый кодекс Российской Федерации», 21 глава, которого и регулирует сегодня отношения, возникающие по поводу взимания, исчисления и применения ставок налога на добавленную стоимость. На настоящий момент налогообложение производится по налоговым ставкам 0, 10 и 18 процентов.
Для более подробного и полного анализа места НДС в структуре доходов федерального бюджета представляется целесообразным сначала рассмотреть место данного налога в структуре таможенных платежей, а затем, через роль таможенных платежей в составе доходов федерального бюджета выявить положение НДС на уровне федерального бюджета в общем. Структуру таможенных платежей определяет Таможенный кодекс в ст. 318: «К таможенным платежам относятся:
· ввозная таможенная пошлина;
· вывозная таможенная пошлина;
· налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
· акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;
· таможенные сборы».
В состав таможенных платежей входят пять структурных элементов. Рассмотрим место налога на добавленную стоимость в этой системе.
Возьмем для анализа ряд распределения по видам таможенных платежей за текущий 2009 год (запланированный):
Таблица 1.1
Таможенные платежи в 2009 г., млн. руб.
Ввозная пошлина |
Вывозная пошлина |
Таможенные сборы |
НДС |
Акциз |
Всего таможенных платежей |
310 593,10 |
1 297 250,20 |
19 418,70 |
510 621,20 |
21 661,40 |
2 159 544,60 |