Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем

Несмотря на расширение такого вида финансовой поддержки как микрофинансирование, коммерческие банки практически не развивают программы микрофинансирования, в связи с чем большая часть рынка такого рода финансовых услуг действует на "неформальной" основе в рамках теневого оборота. Соответственно, прибыль, получаемая по ссудам и микрокредитам, не учитывается в официальном обороте и не облагается налогами.

Значительные резервы привлечения инвестиций в сферу малого предпринимательства заложены в развитии внебанковского рынка капитала путем развития системы обществ взаимного кредитования (кредитных кооперативов и союзов), являющихся достаточно эффективным механизмом вовлечения свободных средств граждан в развитие малого предпринимательства.

В настоящее время в России уже работают более 700 таких обществ. Право создания обществ взаимного кредитования определено гражданским законодательством, но для более целенаправленного использования этого механизма необходимо разработать нормативно-правовую базу.

В результате реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2008-2009 годы и Федеральной целевой программы содействия занятости населения в Российской Федерации на 2008-2010 годы в 2008 году около 310 тыс. неработающих граждан получили комплекс организационно-консультационных и образовательных услуг, способствующий их дальнейшему трудоустройству, в том числе 41,5 тыс. человек прошли обучение основам предпринимательской деятельности. Таким образом, принятые в 2008 году меры позволили обеспечить занятость 57,7 тыс. незанятых граждан (103% к уровню 2000 года), из них около 45 тыс. человек занялись индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, около 11,5 тыс. граждан организовали малые предприятия (фермерские хозяйства) или работали в подсобных хозяйствах, а более 1,2 тыс. безработных были трудоустроены на вновь созданные малые предприятия.

Опыт реализации Программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2006-2008 годы доказал, что несмотря на ограниченность средств Федерального бюджета в России бюджетные средства необходимы как знак признания государством развития малого бизнеса.

В соответствии с Основными мероприятиями Федеральной программы осуществлялась реализация мероприятий по развитию кредитно-финансовых механизмов, включающих: систему микрофинансирования, развитие лизинга, франчайзинга, разработку механизмов предоставления гарантий по кредитам и займам. Объем средств, выделенных на реализацию данных мероприятий, составил 42,1 млн. рублей. Продолжалась работа в 5 регионах по созданию лизинговых компаний. Оказана финансовая поддержка 5 региональным лизинговым компаниям, специализирующимся на работе с малыми предприятиями, в объеме 13,8 млн. руб.

Разработаны методические рекомендации по использованию системы франчайзинга и микрофинансированию субъектов малого предпринимательства фондами поддержки малого предпринимательства в пакете с автоматизированной системой учета и мониторинга процесса микрофинансирования. При участии Федерального фонда создан франчайзинговый центр для малого предпринимательства.

Малое предпринимательство обладает огромным потенциалом, позволяющим ему сделать рывок вперед в интересах углубления реформ и подъема российской экономики путем резкого увеличения числа малых предприятий. Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития малого предпринимательства в России.

Это налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения, трудности сбыта продукции отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортом в силу целого ряда причин, недостаточность стартового капитала, трудности с материально-техническим оснащением малых предприятий, высокая арендная плата за производственные помещения и офисы, практическая невозможность получения кредитных ресурсов, недостаточность инвестиционного (особенно венчурного) процесса в экономике, недостаток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, на котором малому предприятию приходится функционировать, разрыв хозяйственных связей между регионами страны, административные преграды, в частности, разрешительный, а не регистрационный порядок оформления нового малого предприятия, часто встречающийся негативизм некоторых слоев населения, давление со стороны криминальных структур и другие факторы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по экономике

Исследование финансовых результатов на примере ООО Элара
Финансовый результат деятельности предприятия характеризуется суммой полученной прибыли. Прибыль отражает финансовый результат от хозяйственной деятельности, полученный предприятием за отчетный период (в случае превышения доходов над расходами). Чем больш ...