Стратегия снижения трансакционных издержек

Стремясь к снижению трансакционных издержек, индивиды стараются действовать по определенным правилам, соблюдать условия взаимодействия друг с другом (прежде всего по поводу распределения, обмена, потребления и т. д.).

Одним из важнейших направлений стратегии снижения трансакционных издержек является системное накопление информации о потенциальных клиентах, конкурентах, группах стратегического влияния, которых можно рассматривать в качестве потенциальных партнеров по рыночным трансакциям. Международный опыт поиска и анализа подобной информации свидетельствует о том, что игнорирование этой функции приводит к существенному росту трансакционных издержек, а в конечном счете - к банкротству фирмы.

Следует заметить, что стратегия снижения трансакционных издержек не всегда должна быть направлена на экономию непосредственно затрат по подготовке и заключению самой сделки. Принципиальным является обеспечение эффективности этих затрат, то есть получения прибыли, реально оправдывающей эти затраты. Главным в стратегии снижения трансакционных издержек является предотвращение потенциально неэффективных затрат на совершение сделок.

Другим необходимым объектом изучения являются конкуренты существующие и потенциальные. Знать своего конкурента не менее важно, чем знать своего клиента. Так же как и анкетирование клиента, фирма должна проводить анкетирование конкурента, выявляя его "профиль". Ценность этого документа заключается не только в том, что он сообщает информацию о конкуренте, но и в том, что на основе этого документа можно выработать стратегию поведения фирмы.

Аналогичную информацию можно получить обо всех "контактных аудиториях", группах стратегического влияния, поставщиках и посредниках. Наличие подобных банков данных, постоянное их уточнение и поддержание в актуальном состоянии позволяет существенно сокращать трансакционные издержки, предотвращать заключение невыгодных контрактов и соглашений, а также предотвращать ведение переговоров с заведомо отрицательными результатами.

В развитой рыночной экономике имеют место факторы, снижающие издержки взаимодействия субъектов. Можно выделить семь основных факторов:

1) Благоприятное "правовое поле". Это правовая структура, которая отвечает следующим требованиям:

• продуманность (с точки зрения создаваемых правовой системой стимулов);

• всеохватность;

• низкий уровень коррупции и бюрократизации;

• наличие централизованного (государственного) механизма обеспечения правопорядка, в том числе механизма разрешения конфликтов и принуждения к соблюдению договоренностей;

) Законопослушность субъектов экономики, в частности - признание чужих прав собственности. Данное качество не только снижает издержки контроля и принуждения со стороны государства, но и позволяет снизить риск оппортунистического поведения контрагентов;

) Высокий уровень доверия в обществе. Доверие в мире трансакционных затрат выступает в качестве важнейшего и очень эффективного компонента, позволяющего снизить общий уровень "трения". К сожалению, доверие невозможно искусственно воспроизвести - это продукт длительной эволюции. Однако государство в состоянии ускорить этот процесс, способствуя формированию благоприятного "правового поля";

) Макроэкономическая и политическая стабильность. Данный фактор снижает присущий экономической системе уровень неопределенности, что облегчает долгосрочное планирование и снижает риск инвестиций;

) Оптимальное налоговое бремя. Чрезмерный налоговый пресс порождает уклонение от налогов и связанные с этим трансакционные издержки;

) Развитость информационной инфраструктуры экономики. Этот параметр напрямую воздействует на издержки поиска информации;

Перейти на страницу: 1 2

Другое по экономике

Анализ затрат на производство
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития, но и понимать проявления общих, специфичных и частных экономических законов в практике своего предприятия, своевременно зам ...