Анализ внешней среды

Анализ STEEP - факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды косвенного воздействия носит в целом довольно благоприятный характер.

Рассмотрим конкурентное окружение Челябинского филиала «Бизнес-Мастер».

Традиционно столицами бизнес-образования называют Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Однако, по данным компании «Апрайт», четвертое место по уровню развития рынка и количеству операторов бизнес-обучения в России занимает Челябинск. В Челябинске около 50 центров бизнес-образования, а самые крупные игроки известны даже за пределами Уральского региона. Однако, согласно все тому же исследованию компании «Апрайт», рынок бизнес-образования Челябинска пока не насыщен. Рынок бизнес-образования в сфере менеджмента и на Урале, и в целом в России развивается одинаково, ежегодно прирастая на 20-30%. По итогам 2010 г. объем российского рынка бизнес-образования занимает 1% (в денежном выражении - около 20 млрд руб.) от всего размера национальной индустрии образования.

Из трех сегментов рынка, традиционно выделяемых по длительности обучения (кратко-, средне- и долгосрочное), как и в прошлом году, длительное обучение наименее развито: самый известный игрок здесь лишь один - международный факультет ЮУрГУ, который реализует программу МВА. Компаний, предлагающих разнообразное среднесрочное образование, также немного: «Уральская школа бизнеса», «Внешэкономаудит», «Южно-Уральская Коллегия Консультантов» (ЮУКК). А в сегменте краткосрочного обучения за последний год количество игроков резко увеличилось за счет маленьких фирм. Это неудивительно, ведь порог вхождения на рынок краткосрочного бизнес-образования составляет всего 150 тыс. руб. Эта сумма включает арендную плату, содержание небольшого штата и оборудование офиса. Однако удержаться на рынке непросто: новому игроку необходимо уникальное по теме или цене предложение и своя база клиентов, то есть опыт работы в этой сфере. Особенной популярностью пользуются двух- и однодневные семинары повышения квалификации, на которых слушатели могут заранее ознакомиться с проблемой, получить методические материалы, которые потом будут использовать в своей работе.

Основные потребители краткосрочных программ - это представители среднего бизнеса: в тренинговые агентства обращаются примерно 70-80% средних и крупных компаний и только половина фирм-»малышей». Среди краткосрочных программ наиболее востребованы финансовые темы. Например, курсы и семинары, посвященные вопросам аудита и налогообложения, составляют примерно половину от всего предложения типичной компании, предоставляющей услуги бизнес-образования. Около 30% занимают тренинги личной эффективности для руководителей, остальные 20% - это узкоспециализированные программы, например, тренинги.

Таблица 1.4. Анализ основных конкурентов Челябинского филиала корпорации «Бизнес-Мастер»

Бизнес-обучение становится необходимостью, осознанной руководством челябинских компаний. Если в начале 2009 г. обучались в основном топ-менеджеры компаний и отдельные специалисты, то теперь доля корпоративных (проводимых для специалистов или топ-менеджеров одной компании) заказов выросла на 15%. В настоящее время в большей степени востребовано корпоративное обучение. Изменение спроса вызвано тем, что за последние пять лет сформировался значительный разрыв между уровнем топ-менеджеров и персонала: первая волна руководителей получала образование еще в Москве, затем - в Челябинске, и сейчас стала очевидной необходимость непрерывного обучения всех работников

Эксперты замечают, что одна из вероятных причин, мешающих развитию спроса на бизнес-образование, - это опасения руководителей потерять сотрудника после обучения. Руководители решают эту проблему, перекладывая часть стоимости семинара на плечи сотрудника. Все реже ключевым фактором при принятии решения об обучении является цена вопроса, компании все чаще ориентируются на качество, репутацию и результат. Стоимость любого тренинга складывается из нескольких факторов. Во-первых, это тема и направленность обучения. Тренинги для «топов» примерно в полтора раза дороже тренингов для рядовых менеджеров. Во-вторых, на цену проекта влияет стоимость работы ведущего. Львиная доля затрат тренинговой компании - это гонорар тренеру, который составляет до 75% от общего пакета расходов. Это, кстати, одна из основных причин, по которой образовательные центры не держат специалистов в штате, а предпочитают приглашать со стороны. Другая причина - это недостаток необходимого опыта руководства собственной компанией, а также опыта работы на разных рынках. Таким образом, основными конкурентами на рынке Челябинска корпорации «Бизнес-Мастер» являются ЧОО Общество «Знание» России, ООО АФ «Внешэкономаудит» и ООО «Южно-уральская коллегия консультантов» .

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по экономике

Статистическое наблюдение понятие, виды и методы
Успех дела сбора качественных и полных исходных данных с учетом требования экономного расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов во многом определяется решением вопроса о выборе вида, способа и организационной формы статистического наблюде ...