Содержание анализа исполнения сметы внебюджетных средств определяет следующие его задачи:
. анализ производственных показателей по каждому конкретному виду внебюджетных средств;
. анализ соответствия сумм полученных доходов суммам осуществленных расходов;
. изучение соблюдения сметно-финансовой дисциплины по сметам внебюджетных средств в части выполнения налогового законодательства и использования превышения доходной части над расходной;
. разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности использования внебюджетных средств.
В качестве источников информации для анализа используются: смета доходов и расходов по каждому внебюджетному средству; отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам (ф. 4); подробные расчеты-обоснования, как доходов, так и расходов по статьям бюджетной классификации; отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам, пояснительная записка к отчетам, как по основной, так и по внебюджетной деятельности.
Начинать анализ внебюджетных средств целесообразно с оценки их роли в общем объеме финансирования деятельности отдела образования. Для этого сравнивают величину средств, выделенных из бюджета за 2010 год (29 742,7 млн. руб.), и доходы, полученные по внебюджетным источникам (3857,9 млн. руб.), Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам, форма № 4.
Как видно, внебюджетные средства отдела имеют незначительный вес в общей сумме денежных средств, направляемых на покрытие расходов учреждения. По данным на конец 4-го квартала 2010 года финансирование из бюджета составило 14%, однако этот показатель больше, чем в 2009 году на 2%, что связано с расширением ассортимента оказываемых платных услуг и уменьшением бюджетного финансирования, которое не обеспечивает эффективных условий для саморазвития школы и возникновения нового качества образования. Поэтому привлечение сторонних дополнительных средств - задача по сути любой школы, которая ставит перед собой задачу развиваться и давать требуемые знания детям.
Изучение исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам начинается с анализа источников их образования, которые могут быть самыми различными. Анализ поступлений из разных источников внебюджетных средств проведем с использованием данных отдела образования, которые отражены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели внебюджетных средств отдела образования с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г
Источники внебюджетных средств выполнения, тыс. руб. |
По смете, тыс. руб. |
Фактически, тыс. руб. |
Отклонения от сметы тыс. руб. |
% |
Выполнение сметы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
1. Доходы от платных услуг всего, в т.ч.: |
3 272 873,8 |
3 086 320,0 |
-186 553,8 |
-6,0 |
94,0 |
- оплачено населением |
3 115 715,0 |
2 929 161,2 |
-186 553,8 |
-6,0 |
94,0 |
- оплачено по договорам с организациями |
157 158,8 |
157 158,8 |
- |
- |
100,0 |
2. Аренда помещений |
5200,6 |
4884,6 |
-316,0 |
-6,1 |
93,9 |
3. Другие доходы, всего |
35 000,6 |
316 700,0 |
281699,4 |
+193,5 |
293,5 |
- гуманитарная помощь |
5000,6 |
157 500,0 |
152 499,4 |
+132,8 |
232,8 |
- прочие доходы |
30 000,0 |
159 200,0 |
129 200,0 |
+430,7 |
530,7 |
Итого |
3 500 000,0 |
3 410 500,0 |
-89 500,0 |
-2,6 |
97,4 |