Понятие, состав и классификация оборотного капитала торговой организации

В процессе управления торговой организацией важно правильно определить потребность в оборотных средствах. Величина их должна быть минимальной, но достаточной, т. е. обеспечивающей бесперебойное финансирование текущих затрат. Завышение оборотных средств ведет к излишнему их отвлечению в запасы, к замораживанию и омертвлению финансовых ресурсов. Занижение оборотных средств может привести к перебоям в торговле, к несвоевременному выполнению организацией своих обязательств. Только оптимальная обеспеченность оборотными средствами минимизирует затраты, улучшает финансовые результаты, обеспечивает ритмичную и слаженную работу организации. [31, C. 57]

Размер оборотных средств зависит от объема товарооборота, ассортимента реализуемых товаров, условий их поставки, порядка расчетов и других факторов.

Потребность в оборотных средствах определяется путем их нормирования, которое представляет собой установление оптимальной величины оборотных средств, необходимых для организации и осуществления нормальной торговой деятельности.

Нормирование оборотных средств в торговле практически сводится к определению потребности в товарных запасах, на долю которых в большинстве торговых организаций приходится 80-90% всех оборотных активов (другие элементы оборотных активов (дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность) нормированию не поддаются).

Для нормирования товарных запасов используются метод прямого счета или аналитический (опытно-статистический) метод.

Метод прямого счета наиболее точный, но вместе с тем довольно трудоемкий, требующий высокой квалификации экономистов и привлечения к нормированию менеджеров по закупкам и продажам товаров и других специалистов. Основан на определении норм запаса по отдельным товарам. Исходя из нормы запаса и однодневного объема реализации, определяется плановая сумма запасов по конкретному товару или группе товаров (частный норматив). Сложением частных нормативов находится совокупный норматив товарных запасов.

Аналитический (опытно-статистический) метод применяется, когда в планируемом периоде не предусмотрено существенных изменений условий работы торговой организации по сравнению с предшествующим периодом. В этом случае норматив товарных запасов рассчитывается укрупнено, учитывая соотношение темпов роста объема товарооборота и товарных запасов в предшествующем периоде. При анализе имеющихся товарных запасов из них исключаются излишние запасы. [31, C. 58]

Метод прямого счета является научно-обоснованным. Норма товарных запасов по каждому товару (или группе товаров) включает время их пребывания в рабочем запасе, запасе текущего пополнения и в страховом запасе.

Рабочий запас включает в себя:

1) стоимость представительского ассортиментного набора товаров, находящегося в торговом зале и в наружных витринах и предназначенного для информирования покупателей об ассортименте реализуемых товаров;

2) запас, необходимый для подготовки товаров к реализации (формирование коллекции, предпродажная проверка качества, оформление бухгалтерских документов, ввод данных в расчетно-кассовую систему и т. д.);

3) запас в размере однодневной реализации товаров.

Запас текущего пополнения предназначен для обеспечения непрерывности торгового процесса. Его величина зависит от частоты поставки товаров. Норма текущего пополнения обычно принимается в размере половины продолжительности времени между двумя очередными поставками товаров. При этом учитывается комплектность поставки - отношение количества разновидностей товаров, поступивших в одной партии, по всему торговому ассортименту.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по экономике

Проблемы соотношения монополии и монопсонии на рынке труда региона
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы. Рынки совершенной конкуренции. На таком рынке имеется много продавцов и ...