Теория номинального дохода

. Существует последовательная, хотя и неточная связь, - пишет Фридман, между темпом роста денежной массы и темпом роста номинального дохода. Если количество денег растет быстро, то также быстро растет и номинальный доход и наоборот .

. Это отношение недостаточно очевидно для поверхностного исследования коротких периодов потому, что для того, чтобы изменения денежного роста повлияли на доход, требуется время и само это время может быть разным. Темпы денежного роста в последнее время не так тесно связаны с темпом роста дохода. Рост дохода сегодня зависит скорее от того, что происходило с деньгами в прошлом периоде". А раз так, то денежная динамика может быть использована в качестве основы для экономического прогноза и для выработки рекомендаций в проведении экономической политики.

Однако, прогнозы, построенные по схеме "деньги-доход", дают невысокие результаты. Это обстоятельство заставило Фридмана и других монетаристов ввести в схему взаимодействия денежной массы с номинальным доходом буферный элемент - лаг, то есть показатель отсрочки влияния сдвигов в величине денежной массы.

. В среднем, - пишет Фридман, - изменения темпа денежного роста производит изменения в темпе роста номинального дохода примерно через 6-9 месяцев. Это в среднем. Иногда больше, иногда меньше. Однако я был поражен тем, как часто средняя задержка равна 6-9 месяцам при самых разнообразных условиях. Я анализировал данные не только для США, но и для Израиля, Японии, Индии и ряда других стран. Какую бы страну мы не взяли, мы почти всегда отмечаем задержку 6-9 месяцев между изменением денег с одной стороны и изменением национального дохода с другой.

. Измененный темп роста номинального дохода обычно проявляется прежде всего в выпуске продукции и почти не проявляется в ценах. Если темпы денежного роста, к примеру, замедляются, то примерно спустя 6-9 месяцев темпы национального дохода и реального выпуска также уменьшаются. Однако темп роста цен почти не подвергается изменениям. Давление на темп роста цен будет наблюдаться лишь в том случае, если появится разрыв между реальным и потенциальным выпуском продукции.

. В среднем изменение цен наступает спустя 9-15 месяцев после изменения дохода и выпуска, таким образом, общий интервал . составляет от 15 до 24 месяцев. Именно поэтому трудно остановить инфляцию, которая уже началась .

. Даже учитывая сделанные допущения для задержки, следующей после денежного роста, это отношение далеко от совершенства". А поскольку продолжительность лага в различных циклах меняется, то предсказание конечного эффекта монетарных мероприятий является весьма неопределенным.

Фридман признает неопределенность влияния лагов. Поэтому он считает, что кейнсианские рецепты точной настройки экономики приносят больше вреда, чем пользы. Кейнсианцы определяют точную настройку экономики как "активное использование дискреционной монетарной и фискальной политики в попытках устранить колебания уровня экономической активности".

. В коротком периоде, - пишет Фридман, - таком как 5 или 10 лет денежные изменения воздействуют прежде всего на выпуск продукции. С другой стороны, с точки зрения десятилетий, темпы денежного роста воздействуют прежде всего на цены. Выпуск продукции за долгие периоды зависит от следующих факторов: успешности руководства предприятием, от людей, от бережливости, от структуры промышленности, от производства, от конъюнктуры, от международных отношений и т.д.

. Из всего вышесказанного следует, что инфляция всегда и везде является монетарным феноменом, в том смысле, что она является следствием более быстрого роста количества денег, чем выпуска продукции. Однако, причины быстрого роста количества денег могут быть различными при различных обстоятельствах. Иногда этими причинами могут быть: открытие золотых приисков, изменение банковской политики, финансирование личного потребления но чаще всего - финансирование государственных расходов.

. Правительственные расходы могут быть инфляционными или нет. Они будут инфляционными в том случае, если расходы покрываются печатанием денежных знаков или путем создания банковских депозитов. Если расходы покрываются взиманием налогов или правительственными займами у населения, то результатом будет тот факт, что правительство тратит денежные фонды вместо налогоплательщиков. Фискальная политика очень важна для определения того, какая часть валового национального дохода тратится правительством, и на чьи плечи ложится тяжесть этих расходов. Сама по себе фискальная политика не важна для инфляции. Важным является то, как финансируются расходы" [5, c. 202].

Перейти на страницу: 1 2 

Другое по экономике

Анализ процесса организации оплаты труда на предприятии
В условиях рыночной экономики в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непо ...