Методология теории Фридмана

Методологию теории Фридмана в главном можно выразить двумя положениями. Первое: лучше иметь такую теорию, которая позволяет предсказывать, чем такую, которая только объясняет. И второе: малые экономические модели лучше больших.

Экономическая наука призвана объяснять и прогнозировать экономические явления, а не давать им оценку. Среди экономистов, принадлежащих к одной культуре и одному времени, не может быть принципиальных разногласий по поводу основных целей экономической политики. Разногласия касаются главным образом способов достижения этих целей и связаны прежде всего с различием результатов конкретных исследований. Совершенно неприемлемо подменять сущностный анализ проблемы попытками «опровергнуть» оппонентов ссылками на то, что плохие люди преследуют плохие цели.

Цель экономической науки Фридман видит в разработке основ позитивной экономической теории, под которой он понимает абсолютно объективную, лишенную каких-либо оценочных суждений концепцию, призванную ответить на вопрос «Что происходит?», а не «Как должно быть?». Позитивная экономическая теория должна «предложить совокупность выводов, которые могут быть использованы для получения правильных прогнозов относительно последствий тех или иных изменений условий. Ее значение следует оценивать по степени точности, масштабности и адекватности предлагаемых прогнозов. Другими словами, позитивная экономическая теория является или может стать объективной наукой в том же смысле, что и любая естественная наука» [2, c. 175].

Ориентируя экономистов на разработку позитивного экономического знания, Фридман вместе с тем указывает на важность нормативного знания. Последнее, однако, он исключает из науки, относя его к другим сферам деятельности людей, прежде всего к искусству, в том числе к искусству принятия политических решений. В позитивном сознании Фридман видит основу, на которую должны опираться политики при решении вопроса о проведении тех или иных мероприятии в рамках экономической политики. Подобная позиция, по его мнению, имеет принципиальное значение, так как позволяет преодолеть разногласия между западными экономистами по вопросам экономической политики, которые касаются в основном не конечных целей этой политики, а способов их достижения. Преодоление этих разногласий Фридман связывает с развитием экономической (позитивной) теории. Позитивная теория (обеспечивающая получение надежного прогноза) представляет, по мнению Фридмана, соединение двух элементов: языка, определяющего метод рассуждений, но не несущего смысловой нагрузки и подчиняющегося лишь законам логики и набора содержательных гипотез.

Выбор гипотез - важнейший этап в разработке теории. Непосредственная проверка гипотез не может дать окончательного ответа на вопрос об их достоверности, а может лишь подтвердить их приемлемость при данных обстоятельствах, т. е. не опровергнуть гипотезу. При попытках «доказать» истинность гипотезы эмпирически всегда предполагается обобщенный вывод (распространяющийся на все случаи) на базе конечного числа наблюдений. Подобная проблема, известная как «проблема индукции», не может быть решена в общем виде. Поэтому о теории следует судить с точки зрения ее полезности для прогнозирования. При выборе исходных положений Фридман предлагает руководствоваться критериями простоты, наглядности, целостности, отказываться от попыток их непосредственной проверки, ограничиваясь косвенной проверкой гипотез - через проверку прогнозных свойств теории, построенной на базе этих гипотез. Он снимает проблему реалистичности исходных гипотез, рассматривая их как утверждения типа «как если бы».

«Нервной» системой рыночной экономики является механизм цен. Фридман выделяет три функции цен: информационную, стимулирующую и распределительную. Информационная функция связана с тем, что цены несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефиците или избытке ресурсов и т. д. Эта функция имеет чрезвычайно важное значение для координации экономической активности (впервые эту функцию цен отметил в 1945 г. Ф.Хайек) [2, c. 181].

Вторая функция состоит в стимулировании людей использовать имеющиеся ресурсы, с тем чтобы получить наиболее высоко оцениваемые рынком результаты, применяя наиболее экономичные способы производства.

Наконец, третья функция показывает, что и сколько получает тот или иной экономический субъект. Все эти функции цен тесно взаимосвязаны, и попытки подавить одну из них негативно сказываются и на других. Именно эта тенденция характерна, по мнению Фридмана, для плановой экономики, где предпринимаются попытки сохранить стимулирующую функцию, отделив ее от распределительной: «Цены стимулируют людей потомy, что влияют па распределение доходов. Если то, что человек получает за свою деятельность, но зависит от того, что он делает, если цены не выполняют третью функцию - распределения дохода, то ему нет смысла беспокоиться относительно информации, которую несет в себе цена, и нет смысла реагировать на эту информацию". Причем это относится не только к командной экономике, но и к рыночной со значительными элементами вмешательства государства. Это вмешательство ведет к тому, что людям обеспечивается уровень доходов независимо от цены, за которую они могут продать свои услуги на рынке. В этом случае командование становится альтернативой механизму цен.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по экономике

Механизм конкурентного рыночного ценообразования
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до с ...