Цена равновесия, как результат сбалансированности спроса и предложения. Равновесное количество

Из таблицы 1 видно, что только при цене 3 руб. за кг яблок спрос равен предложению (4 250 кг. = 4 250 кг.). При этой цене нет ни излишков, ни дефицита данного продукта. На рынке возникло равновесие, которое свидетельствует о том, что ни у покупателей, ни у производителей нет желания изменять цену и количество предложенных и спрашиваемых яблок.

Рисунок 5 - Равновесие на рынке яблок

При цене меньше трех рублей за кг яблок существует нехватка или дефицит яблок вследствие того, что спрос на яблоки больше их предложения. Это свидетельствует о несбалансированности рынка.

При цене выше трех рублей за кг яблок на рынке появляются их излишки по причине того, что предложение яблок превышает спрос на них. Это также свидетельствует о несбалансированности рынка яблок.

Если спрос на яблоки больше их предложения, цена на яблоки повышается, приближаясь к трем рублям за кг. Если спрос на яблоки меньше их предложения, цена на яблоки снижается, приближаясь к трем рублям.

Колебания цен будут продолжаться до тех пор, пока не установится устойчивая цена, цена равновесия, уравнивающая спрос и предложение яблок. Иначе говоря, равновесная цена, в нашем примере равная трем рублям за кг, синхронизирует, согласует решения, интересы потребителей и производителей. На конкурентном рынке процесс установления равновесной цены осуществляется стихийно, автоматически, в результате конкуренции между производителями и потребителями.

На графике равновесная цена и равновесное количество яблок определяется в точке пересечения кривых спроса DD и предложения SS.

Мы рассмотрели, как изменяется спрос и предложение под влиянием изменения цены яблок.

Следующий этап исследования конъюнктуры рынка предполагает анализ влияния изменений спроса и предложения под влиянием неценовых факторов на равновесную цену.

Сначала рассмотрим последствия изменений спроса, приняв допущение о том, что предложение остается постоянным. Предположим, что вследствие роста доходов населения, спрос возрастает. Как это повлияет на равновесную цену продукта?

Увеличение спроса при неизменном предложении порождает два

эффекта: эффект повышения равновесной цены с ОР до ОР1 и эффект увеличения равновесного количества продукта с OQ до OQ1 в долговременном периоде.

Рисунок 6 - Изменение равновесной цены и равновесного количества продукта

Уменьшение спроса порождает эффект уменьшения равновесной цены с ОР до ОР2 и эффект сокращения равновесного количества продукта с OQ до OQ2.

Теперь предположим, что спрос постоянен, а изменяется предложение. Допустим, предложение увеличивается вследствие снижения цен на ресурсы. Как это повлияет на равновесную цену и равновесное количество продукта?

Рисунок 7 - Изменение равновесной цены и изменение равновесного количества продукта.

Равновесная цена продукта снизится с ОР до ОР1, а равновесное количество продукта возрастет с OQ до OQ1.

Повышение налога на прибыль сокращает предложение продукта, вследствие чего равновесная цена повышается с ОР до ОР2, а равновесное количество продукта уменьшается с OQ до OQ2.

На рынке товаров и услуг могут возникать и более сложные случаи, когда спрос и предложение изменяются одновременно

) в одном направлении, но в разной степени или в одинаковой степени;

) в разном направлении в одинаковой степени или в разной степени, например, спрос, сокращается в большей мере, а предложение увеличивается, но в меньшей мере и т.д.

Эти и другие случаи изменения равновесной цены и равновесного количества продукта под влиянием изменения спроса и предложения можно исследовать самостоятельно, используя графический метод.

Рассмотренная нами модель рынка яблок является базовой для объяснения функционирования не только рынка товаров и услуг, но и рынка ресурсов.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по экономике

Механизм конкурентного рыночного ценообразования
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до с ...