Закон предложения. Факторы, формирующие предложение товаров на рынке

Рассмотрим второй элемент рыночного механизма - предложение, которое показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам (при неизменности всех других параметров) в течение определённого периода времени. Предложение выражает ряд альтернативных возможностей и его можно изобразить в виде кривой SS.

Рисунок 3 - Кривая предложения яблок SS

Кривая предложения SS является восходящей, так как показывает положительную или прямую связь между ценой яблок и предлагаемым их количеством. С повышением цен величина предложения возрастает, со снижением цен - уменьшается. Эта специфическая связь называется законом предложения. Закон показывает, что производители хотят произвести и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене и меньшее количество продукта по низкой цене.

Кривая предложения SS имеет форму восходящей линии по следующим причинам:

) более высокая цена, по которой реализуется произведенная продукция, увеличивает выручку и прибыль, что стимулирует производителя расширять производство продукта;

) производство подвержено действию закона убывающей предельной производительности, согласно которому увеличение производства какого-либо товара в условиях ограниченности ресурсов увеличивает издержки его производства, а значит, и его цену.

Так же, как и при анализе закона спроса, следует различать

изменение в величине предложения “ и “ изменение в предложении “.

Изменение величины предложения вследствие изменения цены яблок вызывает передвижение на неизменной кривой предложения SS от одной точки, выражающей комбинацию «цена-количество», к другой. Например, рост цены яблок с трех рублей до четырех за кг увеличивает предложение яблок с 4250 до 5000 кг.

Изменение в предложении означает смещение кривой SS вправо-вниз, когда предложение увеличивается под влиянием неценовых факторов, или влево-вверх, когда предложение уменьшается под влиянием тех же факторов.

Неценовые факторы предложения:

) цены на ресурсы;

) технология производства;

) налоги и дотации;

) ожидания изменения цен;

) число продавцов на рынке.

Рассмотрим воздействие на кривую предложения одного из перечисленных неценовых факторов. Например, снижение цен на ресурсы уменьшает издержки и увеличивает предложение, что выражается сдвигом кривой SS вправо от SS к S1S1.

Рисунок 4 - Изменение в предложении яблок

Повышение цен на ресурсы увеличивает издержки, сокращает прибыль, производство и предложение яблок. Поэтому кривая SS смещается влево от SS к S2S2.

Другое по экономике

Анализ и перспективы развития малого и среднего предпринимательства города Актобе
В Послании Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 27.01.2012 года отмечено: «Новый этап Казахстанского пути - это новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа. Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экон ...