Методики для анализа критического объема продаж и запаса финансовой прочности предприятия

Леверидж и анализ безубыточности служат инструментом для:

текущего планирования при определении возможной величины прибыли, убытков, "интервала выживаемости";

обеспечения информацией при принятии решения путем анализа влияния изменений цены продукции, объемов производства, величины издержек на прибыль;

оценки новых проектов на основе прогнозируемых издержек и доходов леверидж и анализ безубыточности служат инструментом для:

Основным принципом, лежащим в основе анализа безубыточности и, следовательно, операционного левериджа, является характер поведения затрат. Одни расходы изменяются с колебанием объема продаж, другие - остаются неизменными вне зависимости от него. Издержки первой категории относятся к переменным, вторые - к постоянным.

Для использования модели операционного левериджа вводятся следующие предположения.

. Факторы, входящие в состав модели, отвечают утверждениям:

издержки обоснованно подразделяются на переменные и постоянные;

переменные издержки варьируются пропорционально объему продаж;

постоянные - остаются неизменными при любых колебаниях;

продажная цена единицы продукции стабильна в диапазоне, включенном в анализ.

. Условия, относящиеся к деятельности компании и окружающей среде, которые подчеркивают статичный характер расчета:

ассортимент реализуемой продукции остается неизменным;

эффективность деятельности постоянна;

цены факторов, влияющих на себестоимость, не изменяются;

единственный показатель, влияющий на себестоимость, - объем продаж.

уровень запасов на начало и конец периода принимаются неизменными;

нет существенного изменения в общем уровне цен за данный период.

Для анализа безубыточности и, в последующем, операционного левериджа компании очень важно установить зону релевантности - область, где доходы изменяются в установленной зависимости от затрат. Практика показывает, что в зоне релевантности производство того или иного товара становится более прибыльным с увеличением объемов выпуска. При приближении к проектным мощностям и при выходе из этой области доходы могут начать снижаться, например из-за возросших затрат. Аналогично очень маленькие объемы производства (до достижения зоны релевантности) могут сопровождаться непропорционально малым доходом.

Анализ безубыточности может проводиться графическим и аналитическим методами.

График показывает зависимость доходов, издержек и прибыли от объемов продаж. Место пересечения линий совокупных издержек и совокупного дохода определяет точку безубыточности, то есть тот объем продаж в натуральном выражении, с которого компания выходит из зоны убытков и начинает наращивать прибыль.

Ценовой операционный рычаг вычисляется по формуле:

Рц = В/П (19)

Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, можно записать:

Рц = (П + CV + CF)/П =1 + CV/П + CF/П, (20)

Где

Рц - ценовой операционный рычаг.

П - прибыль от продаж.

CV - переменные затраты.

CF - постоянные затраты.

Натуральный операционный рычаг вычисляется по формуле:

Рн = (В-CV)/П, (21)

Рн - натуральный операционный рычаг

N - выручка от продаж.

Учитывая, что N = П + CV + CF, можно записать:

Рн = (П + CF)/П = 1 + CF/П (22)

Сравнивая формулы для операционного рычага в ценовом и натуральном выражении можно заметить, что Рн оказывает меньшее влияние. Это объясняется тем, что с увеличением натуральных объемов одновременно растут и переменные затраты, а с уменьшением - уменьшаются, что приводит к более медленному увеличению/уменьшению прибыли.

Запас финансовой прочности - это сумма, на которую предприятие может позволить себе снизить выручку, не выходя из зоны прибылей (превышение плановой выручки от реализации над порогом рентабельности). Разная степень влияния переменных и постоянных затрат на величину прибыли при изменении объемов производства дает эффект операционного рычага. Но чтобы оценить этот эффект, рассчитывают коэффициент операционного рычага, который показывает силу воздействия операционного рычага. Любое изменение объемов продаж вызывает более сильное изменение прибыли. Чтобы определить силу рычага, необходимо найти соотношение темпов прироста прибыли и продаж. [21,с.256]

3 методика. "Директ − Костинг".

Система учета переменных затрат возникла в США в период Великой депрессии и получила широкое распространение в 50-х годах. До начала Великой Депрессии (1928г.) остатки готовой продукции оценивались по себестоимости, исчисленной по полным затратам. Депрессия привела к созданию больших запасов нереализованной продукции, а оценка по полным затратам, по мнению аналитиков того времени, приводила к искусственному искажению прибыли. Постоянные затраты, которые не зависят от объема производства и размеров дохода, перераспределяясь между отчетными периодами, значительно влияли на величину расчетной прибыли. По мнению аналитиков, следовало рассчитать отдачу понесенных затрат через связь объема производства с затратами и доходами. В этом аспекте было решено, в достаточной степени условно, разделить совокупные затраты на переменные (которые отождествлялись с прямыми) и постоянные (которые назывались бесполезными и отождествлялись с косвенными). Эта система затрат получила название "директ − костинг".

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по экономике

Анализ прибыли предприятия в условиях рыночной экономики
Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в уско ...