Прогноз

По мнению экспертов, рынок свежих овощей и фруктов растет очень динамично: ежегодно на 20-30%. В основном, конечно, за счет импорта. Россия, занимающая 11-е место в мире по производству плодоовощной продукции и 2-е место в мире по объему производства картофеля, слишком мало внимания уделяет развитию собственного плодоовощного производства.

Производство овощей за последние 5 лет увеличилось всего на 22%, а импорт за этот же период вырос почти в три раза.

Причины этих тенденций следует искать в опережающих темпах развития оптовой торговли, которая старается обеспечить возрастающие потребности еще более стремительно развивающихся розничных сетей. Оптовикам гораздо проще работать с импортной продукцией, которая поставляется крупными и средними компаниями в течение всего года. При этом импортная продукция соответствует всем требованиям по качеству и упаковке, в то время как большинство российских производителей хотели бы переложить функцию доработки, калибровки, упаковки и даже хранения овощей и фруктов на оптовую компанию.

Справедливости ради нужно признать, что и отечественные фермеры научились выращивать качественный продукт и продавать его. Рынок становится более цивилизованным - появляются крупные оптовые компании, которые имеют собственную инфраструктуру для заготовки, транспортировки, упаковки, хранения и дистрибуции овощей и фруктов. Крупнейшими производителями плодоовощной продукции в России являются ЗАО "Агрокомбинат "Московский", "Агрокомбинат "Южный" и компания "Дмитровские овощи". Это крупные, в основном тепличные хозяйства, где овощи выращиваются круглый год.

Свою лепту вносят и владельцы приусадебных хозяйств. Продукт отечественных производителей хорошо зарекомендовал себя на рынке. Покупатели уверены, что российские овощи и фрукты выращены без применения вредных для здоровья веществ, хотя на самом деле это не всегда так. Видимо, поэтому на рынке наблюдается новая тенденция - в рознице импортные овощи и фрукты выдаются за отечественные.

Рентабельность отрасли овощеводства, улучшение селекционной работы, изменение платежеспособного спроса населения, структуры питания может в 2010 году повлиять на процесс развития овощеводства в положительную сторону, а жара и засуха, характерные для этого лета, в отрицательную.

По данным минэкономразвития, в России среднедушевое потребление картофеля - 73,1 кг, овощей и бахчевых культур - 88 кг. Жители России потребляют овощи и фрукты ниже норм, рекомендованных Институтом питания РАМН, согласно которым годовое среднедушевое потребление картофеля должно составлять 129 кг, овощей и бахчевых культу - 124 кг. По потреблению свежих овощей и фруктов Россия в разы отстает от развитых стран. В последнее время, правда, отмечается рост потребления овощей на душу населения. Наибольший уровень потребления приходится на Южный федеральный округ - 112,3 кг на душу населения, а наименьший объем (81,5 кг) в Уральском федеральном округе. Рассматривая картофель как отдельную категорию, его наибольшее потребление приходится на жителей Сибирского федерального округа (86,3 кг на человека), наименьший - в Приволжском федеральном округе (69,9 кг на человека).

Итак из-за засухи, которая продолжалась все лето прошлого года, рынок овощей и картофеля сильно пострадал. Цены производителей и потребительские цены начали повышаться, что продолжалось вплоть до конца года. Рассчитывать на снижение цен не приходится, так как запасы внутреннего рынка в этом году не велики. В 2011 году мы будем наблюдать, скорее всего, постепенный рост цен на плодоовощную продукцию и на картофель, а так же увеличение импорта.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по экономике

Оборотные активы и оборотный капитал торговой организации
оборотный актив капитал торговый Актуальность. Для деятельности торговым предприятиям необходимы оборотные средства, которые авансируются для обеспечения непрерывности товарооборота. К оборотным средствам, обслуживающим процесс реализации товаров, относятс ...