Состояние малого бизнеса в РФ на сегодняшний день и перспективы его дальнейшего развития

В России в распоряжении государства в настоящее время имеются все виды ресурсов, необходимых для поддержки МП в новой экономической среде. Во-первых, это законодательный (правовой) ресурс, которым, безусловно, необходимо воспользоваться и создать благоприятную среду для постепенной интеграции сектора малого бизнеса в международное экономическое сообщество. Во-вторых, это административные (или управленческие) ресурсы, которыми располагает как само государство (федеральный уровень), так и субъекты Российской Федерации (региональный уровень), а также местные власти (муниципальный уровень). В-третьих, это финансовые ресурсы, необходимые для создания внешней инфрастуктуры, способствующей эффективному развитию малого бизнеса. И, в-четвертых, это информационные ресурсы, предоставление которых малым предприятиям необходимо для оценки возможностей развития своей хозяйственной деятельности в меняющихся условиях.

Безусловно, все виды ресурсов глубоко взаимосвязаны между собой, а их применение возможно только при комплексном подходе и учете значимости каждого из них.

Правовые механизмы

поддержки малого предпринимательства, существующие в настоящее время, не представляют собой четко продуманного плана действий. В настоящее время в России нет стратегии развития малого бизнеса, хотя на государственном уровне постоянно декларируется большая значимость малого предпринимательства для экономического и социального развития России. У нас отсутствуют такие направления законодательного регулирования малого бизнеса, как закон о кредитных союзах малого бизнеса, или о гарантийных фондах малого предпринимательства. Нет должной правовой базы у венчурного кредитования, франчайзинга, бизнес-инкубаторов и т.д.

Для субъектов малого предпринимательства, имеющих ограниченный доступ к кредитным ресурсам и постоянные проблемы с пополнением оборотного капитала, целесообразна если не полная отмена авансовой системы уплаты налогов, то ее смягчение. Оптимально, чтобы расчеты с бюджетом происходили по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, ибо риски ведения предпринимательской деятельности не должны увеличиваться еще и тем, что часть неполученных доходов заранее перечисляется государству.

При этом следует учитывать не только особенности малого бизнеса, связанные с его отраслевой структурой, которая отличается сосредоточенностью большей части малых предприятий в сфере услуг, но и специфику функционирования бизнеса в России в целом. К числу наибольших проблем, объективно стоящих перед экономикой страны в силу особенностей ее развития, экономико-географического положения, следует отнести высокий уровень затрат на энергетическое, амортизационное и транспортное обеспечение деятельности предприятий.

Конечно, применение правового ресурса на практике требует привлечения второй группы «государственных ресурсов» - финансовых

, необходимых для реализации данного направления государственной поддержки. Однако, как показывает практика, это становится для государства непосильной задачей, в виду отсутствия или, зачастую, нежелания выделять средства для поддержки развития малого бизнеса. В этой связи необходимость привлечения финансовых ресурсов для реализации всего комплекса направлений поддержки малого бизнеса следует признать одним из приоритетных направлений деятельности бизнес-сообщества и правительства.

Мобилизация финансовых ресурсов для малых предприятий может быть произведена за счет крупных инвесторов, к которым относятся банки и крупные финансово-промышленные группы. Одним из источников привлечения финансовых ресурсов, необходимых для создания конкурентоспособных малых предприятий, может стать поддержка таких механизмов взаимодействия крупного и малого бизнеса, как франчайзинговые соглашения и субподрядные договора, кредитование крупными частными инвесторами МСП.

В условиях создания благоприятных условий для экспортно-ориентированных отраслей потенциал малого бизнеса может быть реализован не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Основным рыночным инструментом в этой сфере должно стать кредитование экспорта. Государство через банковскую систему и систему гарантий стимулирует посредством льготных кредитов под подписанные контракты развитие экспорта МСП. Кроме того, одной из составляющих системы содействия и поддержки МСП-экспортеров должно стать страхование экспортных кредитов от коммерческих (банковских) и политических рисков (для обеспечения защиты отечественных экспортеров), а также страхование экспортных операций по освоению зарубежных рынков.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по экономике

Анализ и диагностика финансового состояния предприятия
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результате его функционирования. Следует сказать, что предп ...