Политэкономический исследование идей direct-costing

Теоретическая конструкция direct-costing стала одним из прикладных приложений неоклассической парадигмы, господствующей в учебной экономической литературе после развала советской системы высшего образования. Как теоретическое направление direct -costing развивается в рамках идеи равновесия спроса и предложения, взятой за основу формирования рыночных цен. Генетические корни идеи равновесия спроса-предложения восходят к последней трети XIX в., когда в противовес марксизму и классической теории трудовой стоимости была предложена маржинальная парадигма предельной полезности, согласно которой весь доход от продажи любого товара полностью (без остатка) распределяется на вложенные факторы производства. Главный довод неоклассиков заключается в том, что производная функция от полезности проданного товара математически совпадает с суммой производных от количества вложенных факторов производства. Тем самым неоклассическая парадигма снимала вопрос о прибавочной стоимости и эксплуатации человека в рыночном производстве. Характер общественного производства описывался категориями индивидуальной полезности и частичного равновесия ("ceteris paribus") на микроуровне.

Благодаря акцентам на теории спроса и предложения в экономической науке и практике ведущими стали интересы фирм и предприятии как индивидуальных субъектов хозяйствования, а интересы общественной целесообразности и фактические интересы массовых потребителей отошли в тень. Во всех секторах экономических исследований в центре научного изучения оказались способы максимизации целевой функции предприятий, поскольку фирмы интересуются всеми источниками, способами, методами и возможностями максимизации прибыли, даже в ущерб интересам общества и потребителей. Даже там, где изучались тенденции потребительского спроса, это делалось с позиций максимизации выгоды отнюдь не потребителей, а производителей и продавцов. Маркетинговые теории и многочисленные методики подчинены этим интересам, в них отсутствует защита выгоды населения. Чаще всего именно население вынуждено страдать от мнимой убыточности предприятий, планово создаваемой с помощью "маржинального дохода". Ведь одним из замаскированных, прямо и непосредственно не очевидных способов влияния на массовых потребителей и население стало направление direct-costing. Далее выясним, как с помощью этой методики, далекой от объективной экономической теории, предлагается принуждать население как конечного потребителя оплачивать неоправданно завышенную стоимость низко-эластичных по цене товаров. Покажем, как идеи маржинального дохода объявляются научной новацией и рекомендуются дли широкой хозяйственной практики предприятий.

Поскольку понятие "маржинальный доход" является ключевым звеном в построениях direct-costing, то важно понять его политэкономическую сущность и последствия.

В советский период на крупных предприятиях и в централизованных отраслях операции манипулирования долями амортизационных отчислений и текущих эксплуатационных затрат при начислении калькуляции себестоимости активно использовались для перераспределения постоянных и так называемых условно-постоянных затрат на выпускаемую продукцию в условиях много номенклатурного производства, В результате на низкоэластичные по цене товары относилась большая доля постоянных расходов. Например, на железнодорожном транспорте затраты калькулировали следующим образом. Поскольку услуги грузовых перевозок в общественном воспроизводстве многократно включались в цены промежуточных продуктов, то затраты основного капитала отрасли, соответствующие железнодорожной инфраструктуре, почти не включались в себестоимость грузовых тарифов. Их отнесение почти в полном объеме на пассажирские тарифы приводило к тому что планово-убыточные пассажирские услуги дотировало государство. Это называли перекрестным субсидированием. После развала советской бюджетной системы дотировать их оказалось неоткуда, и цены на пассажирские перевозки резко возросли. Заметим, что принцип бухгалтерского включения всех расходов на железнодорожную инфраструктуру преимущественно в затраты пассажирских перевозок сохранился. Он обоснован убыточностью пассажирского сектора и неконтролируемостью повышения тарифов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по экономике

Источники формирования оборотных активов организации
Рыночные отношения в стране представляют новые требования к руководителям и специалистам предприятия. Успех работы предприятия определяется как общими условиями хозяйствования, так и умением руководства использовать производственные факторы. Тема курс ...