Государственное регулирование монополии на рынке труда

В условиях монопольного положения покупателя рабочей силы он сокращает число нанимаемых работников и увеличивает интенсивность труда.

В ряде случаев федеральное правительство России является единственным покупателем продукции оборонного значения, а соответствующие предприятия - фирмы выступают в качестве единственного покупателя услуг труда. В таких случаях государство совместно с профсоюзами и покупателями услуг труда должно ограничивать монополистический характер действий единственных фирм-производителей. Отсутствие в такой ситуации конкуренции между покупателями услуг труда должно становиться предметом регулирования со стороны Министерства по антимонопольной политике. В практике регулирования рынка труда в США, отсутствие конкурентных отношений среди покупателей услуг труда рассматривается как картельное соглашение с соответствующей оценкой Министерства юстиции и официального арбитражного суда юстиции как недопустимого явления.[18, с.134]

На рынке труда может наблюдаться деятельность профсоюзов как коллективных агентов, имеющих исключительное право для ведения переговоров от имени своих членов по вопросам заработной платы. Каждый профсоюз может контролировать предложение услуг труда, его производительность и заработную плату членов объединения. В настоящее время контроль профсоюзов над указанными параметрами рынка услуг труда может осуществляться на основе Трудового кодекса Российской Федерации.[22, с.187]

Государство, регулирующее низкоэффективное использование услуг труда тем самым демонстрирует собственную неэффективность, и рассчитывать на уважение к себе у него нет необходимых оснований. На рынке услуг труда может возникать двухсторонняя монополия, когда единственный продавец и единственный покупатель обладают возможностями контроля над предложением и производительностью труда, а также заработной платы. В этих условиях без посредничества государства возможны значительные издержки забастовки или увольнений. Предотвращение крайних ситуаций при посредстве государства позволит установиться реальной заработной плате ниже уровня требований монопольного продавца и выше требований монополиста - покупателя.

В условиях двухсторонней монополии на рынке услуг труда установление государством минимального уровня заработной платы может служить средством установления более высокой заработной платы (в сравнении с конкурентным рынком) и найма большего числа работников.

Другое по экономике

Анализ издержек производства
издержка экономический динамика производство Для производства любого товара предприятие должно приобрести производственные ресурсы. Для предприятия цены на ресурсы являются издержками производства, и чтобы получить максимум прибыли, предприятие должно произ ...